В Госдуму внесен разработанный в Совете федерации проект федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)». По словам авторов, он создан, чтобы регулировать общественные отношения, возникающие в связи с добровольческой деятельностью, и устанавливает ее правовые основы и принципы.
Идея принятия такого закона возникла сразу после трагедии в Крымске, когда добровольцы со всей страны спонтанно организовались для помощи жителям затопленного города. Один из разработчиков документа сенатор Валерий Рязанский рассказал «Газете.Ru», что нынешний проект закона стал плодом длительного обсуждения и доработки первоначального варианта.
Тем не менее среди организаторов волонтерских инициатив по-прежнему немало критиков инициативы Совфеда.
«Это кошмар и ужас! Как еще я могу комментировать?» — заявила «Газете.Ru» активный участник кампании помощи жителям Крымска Алена Попова.
«Проект предполагает, что регионы будут производить учёт волонтеров, в сведения о волонтере могут быть внесены отметки о нарушениях, допущенных им при осуществлении добровольческой деятельности, вводится электронная карта волонтера, о каждой волонтерской акции необходимо будет уведомлять уполномоченные органы государства, то есть, по сути, согласовывать», — написала в пятницу Попова в своем блоге. — Зачем все это?» Активистку волонтерского движения удивляет, что «законопроект был внесён сейчас, летом, в самый пиковый сезон по чрезвычайным ситуациям в России».
«Участие государства должно осуществляться посредством вовлечения в этот процесс местных властей. Ведь ЧС происходит в данном конкретном месте, по отношению к конкретным людям — оно не относится к федерации», — считает Попова.
При этом соавтору законопроекта сенатору Рязанскому претензии активистки не совсем понятны.
«Мы получили порядка 153 откликов и замечаний. Они учтены», — объяснил сенатор. Самыми весомыми среди этих замечаний можно назвать отзывы на законопроект правительства и администрации президента.
Высшие органы исполнительной власти дали отрицательное заключение на первый вариант документа, который вызвал резкую критику со стороны волонтерских объединений.
В мартовском отзыве правительства за подписью тогдашнего вице-премьера Владислава Суркова отмечается, что нет никаких обоснований целесообразности создания специального органа для регистрации волонтеров и прочих мер по государственному контролю за ними. Более объемный отзыв был дан из администрации президента: «Идея принятия федерального закона, определяющего единые правовые основы осуществления добровольческой деятельности в Российской Федерации, заслуживает внимания и поддержки. При этом полагаем, что такое регулирование должно носить деликатный характер».
Для работы в детских учреждениях при непосредственном контакте с детьми у добровольцев не должно быть некоторых заболеваний и судимостей, а для работы по ликвидации последствий техногенных катастроф волонтеры должны пройти специальную подготовку. Одним из серьезных недостатков законопроекта в администрации обозначили отсутствие возможности работы волонтеров в индивидуальном качестве или в составе незарегистрированной группы.
Теперь, когда, по словам сенатора Рязанского, все эти замечания учтены, разработчики законопроекта не видят причин для такой резкой реакции волонтерского сообщества.
В новом варианте документа предполагается, что регистрация будет производиться по инициативе волонтера, а ее отсутствие «не является основанием для прекращения или приостановления деятельности добровольца или добровольческой организации».
Согласно тексту проекта, размещенному на сайте Госдумы, порядок регистрации и ее технические формы будут определяться именно в регионах, законодательными органами субъектов России. Зарегистрированные волонтеры и их организации могут информироваться о планируемых и осуществляемых добровольческих программах и проектах, месте и времени их проведения на специальном информационном ресурсе, определенном региональными органами власти.
Тем не менее нынешний законопроект действительно предусматривает возможность внесения в индивидуальные документы отметок о нарушениях, допущенных при осуществлении волонтерской деятельности.
По словам сенатора Рязанского, отдельные нынешние законодательные акты уже содержат в себе понятие «волонтер». Так, предоставление волонтерам льгот и так регулируется Налоговым кодексом, законами, касающимися благотворительных организаций, и законами о проведении Олимпийских игр в Сочи. «При этом четкого описания того, что такое волонтерская деятельность, у нас нет. Для этого мы и занялись работой над федеральным законом, — говорит сенатор. — Запретительные меры касаются лишь ограничений в работе с несовершеннолетними в соответствии с требованиями, аналогичными Трудовому кодексу», — отметил сенатор. Речь идет в первую очередь об ограничениях для ранее судимых лиц.
И все же претензии к разработке законопроекта у общественников имеются. Так, директор филиала Международного центра некоммерческого права, член Общественной палаты Дарья Милославская утверждает, что не слышала ни о каком общественном обсуждении подобного закона, несмотря на то что в свое время была одним из инициаторов правового регулирования в сфере волонтерской работы.
«Последний вариант, который опубликован на сайте Госдумы, я еще не читала, но ни один человек, который мне был бы известен из сферы волонтерской деятельности или права в области некоммерческих организаций, в работе над нынешним текстом участия не принимал», — отметила она.