В понедельник в Министерстве образования и науки состоялось второе заседание рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, который ляжет в основу единого школьного учебника. О необходимости его создания в начале этого года заявил Владимир Путин.
В ходе мероприятия эксперты обсудили разработанный историко-культурный стандарт и структуру концепции учебника по истории России для средней школы, а также представили план его подготовки.
Историко-культурный стандарт включает в себя список исторических дат, событий, персоналий, понятий, обязательных в изучении истории. Окончательный вариант проекта, как сообщили в Минобрнауки, будет опубликован 1 июля на сайте ведомства для всеобщего обсуждения, которое продлится до конца августа.
Проект предполагается обсудить в СМИ, на площадке Ассоциации учителей истории и обществознания, на августовских педагогических совещаниях.
На заседании глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов сообщил, как будет проходить создание единого учебника.
В сентябре — октябре будут проведены социологические исследования, которые должны будут выявить отношение граждан России к датам, персоналиям, понятиям, которые представлены в стандарте, а также отношение к концептуальной стороне единых учебников. Кроме того, в ходе исследований будут обсуждаться спорные моменты истории, в частности, касающиеся трудных для преподавания тем по истории России — например, сталинский период.
Далее будут разработаны методические рекомендации для учителей, касающиеся наиболее спорных вопросов курса истории, будет доработан стандарт и концепция учебника истории. В октябре должна быть представлена окончательная концепция учебников и сформировано положение о конкурсе на разработку единых учебников по истории России для средней школы и проведен конкурс творческих коллективов на создание учебников истории. После чего приблизительно через полгода будут изданы учебники, которые включат в федеральный список учебников, допущенных для преподавания в средней школе.
Разработкой учебников занимается Министерство образования и науки совместно с РАН при участии Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества, которое возглавляет министр культуры и автор неоднозначных трудов по истории Владимир Мединский. «История не терпит пустоты. Там, где нет знаний, рождаются мифы», — заявил Мединский на заседании.
Министр культуры сделал акцент на двух моментах преподавания истории — изучение военной истории России и истории культуры. «Вся история России связана с борьбой за существование и сопротивления внешним агрессорам. Важно понять, на каком материале учатся наши дети и способны ли школьники критически отнестись к тому потоку псевдоисторической литературы, которая сейчас миллионными тиражами загаживает полки магазинов или выложена в интернете», — говорит Мединский.
«Необходимо определить правильный подход к спорным точкам истории, чтобы все-таки не утратить ту составляющую, которая определяется государственными и национальными интересами России и которая не допускает никаких извращенных толкований нашей истории», — считает Мединский.
По мнению министра, культурную составляющую необходимо связать с историей России. «Если показать историю развития культуры, то мы убедимся в том, что предположения о вторичности российской культуры, о том, что все заимствовалось в других странах, неверны. Мы увидим, что культура развивалась самобытным путем, — считает Мединский. — Концептуальной основой учебника должно стать изучение того, что называется единым культурным кодом нашего народа — норм и ценностей, взглядов, которые сформировались в период всей истории России. Мы должны все-таки понимать, что культура — это тонкий слой апельсиновой кожуры над раскаленным хаосом. Необходимо обозначить, что позволило ей стать культурной скрепой народов, населяющих Россию, и как культура стала основой самоидентификации».
Мединский предложил связать список ста фильмов, который составляет Министерство культуры для изучения в школе, с преподаванием истории. «Чтобы изучение истории было более наглядным», — говорит Мединский.
Также он предложил показывать, какие исторические процессы в это же время проходили в мире. «Синхронизация позволит лучше осознать роль нашей страны как полноправного, иногда и как основного субъекта развития мировой цивилизации», — считает министр.
Академик Александр Чубарьян, который является научным руководителем рабочей группы по созданию учебника, отметил, что в преподавании истории необходимо учитывать региональный аспект. Башкирия, Калининград, Новосибирск, Белгород и Иркутск предложили свои методики преподавания истории регионов.
Директор института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова сообщила, что следует определить подход к преподаванию истории в регионах. «Какая региональная составляющая будет входить в общий курс истории — это будет история Сибири, Урала, Дальнего Востока или то, что имеет сегодня место быть — «История Татарстана», «История Башкортостана», «История Тверской области» и т. д.», — говорит эксперт. По ее мнению, необходимо точнее определить формулировки, которые есть в культурно-историческом стандарте. «Надо вещи называть своими именами. Мои коллеги из Татарстана споткнутся о формулировку «присоединение Казанского ханства». Это было завоевание. Так нужно и писать», — говорит эксперт.
Владимир Мединский предложил закончить курс преподавания истории 2000 годом и не затрагивать годы правления Владимира Путина.
«Вспомним, как писались учебники истории в царской России. Царствующий правитель не попадал в учебник истории, считалось, что это не история современности. В учебниках речь заканчивалась на предпоследнем государе-императоре. Поэтому правильно поставить точку на 2000 году, вступлении в должность президента Владимира Путина. Все остальное — не история, а современность, в лучшем случае — обществоведение. Это снимает кучу вопросов, я уже вижу обсуждение персоналий, которые попадут в учебник истории — Марат Гельман и другие. Это никому не нужно», — считает Мединский. В беседе с журналистами его мнение поддержали Дмитрий Ливанов и Александр Чубарьян.
Учитель истории Андрей Лукутин сообщил, что необходимо вернуться к линейному преподаванию истории в школе. Напомним, что линейная система преподавания истории предполагает деление курса истории на этапы, которые преподаются с 5-го по 11-й класс, а концентрическая означает, что основной курс истории преподается с 5-го по 9-й класс, а 10–11-е классы курс истории повторяется заново, но с более глубоким анализом исторических процессов.
«Перефразируя Георга Гегеля, скажу, что изучение истории в школе повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз — в виде фарса», — говорит Лукутин. С ним согласен учитель истории Александр Морозов. Он предложил заканчивать курс истории в 10-м классе. А в 11-м преподавать профильный курс истории для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ по истории для поступления в вузы.
После заседания министр образования и науки ответил на некоторые вопросы. В частности, он объяснил, что будет сформирован новый федеральный перечень учебников по новым принципам. «Учебники, которые туда попадут, должны соблюдать эти принципы. Эксперты наряду с единым учебником истории будут рассматривать и другие учебники», — говорит Ливанов.
На вопрос журналистов, знаком ли Александр Чубарьян с трудами Мединского по истории, тот ответил, что знаком с его концепцией и считает, что у каждого историка может быть свой взгляд на исторический процесс.
«В истории выводы делаются на основе фактов. И чем качественнее будет набор фактов, тем в большей степени новый учебник будет решать задачи воспитания людей, умеющих мыслить и способных делать вывод», — сказал Ливанов, отвечая на вопрос об оценочных суждениях, которые могут быть в учебнике истории. О том, что важнейшей задачей разработчики видят выработку сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям, стало известно из того самого проекта историко-культурного стандарта, который появился на сайте газеты «Ведомости». Как пояснили в Министерстве образования и науки, это лишь один из вариантов проекта.
Разработчики стандарта отмечают, что особое место в нем уделено роли личности в истории, «причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижения перипетий рядовых граждан». Необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном населении страны, говорится в документе.
Среди рекомендаций, которые могут быть положены в основу концепции учебника, изложение материала таким образом, чтобы оно формировало у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности, «при этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями».
Еще одной целью нового учебника называется воспитание чувства гордости за свою страну, «однако следует помнить, что кроме успехов у страны были и ошибки». Авторы говорят, что необходимо уделить внимание историческому опыту гражданской активности. Следует сделать акцент на военных победах в войнах 1812 и 1941–1945 годов. И как раз примером высокой гражданственности называется подвиг народа в этих войнах.
«При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т. п.» Опорным пунктом учебника должен стать тезис «Мы граждане великой страны с великим прошлым».
Напомним, что 19 февраля 2013 года на заседании совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Путин поручил Министерству образования и науки совместно с РАН, при участии Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества, внести предложения по подготовке единого учебника по истории России для средней школы. 5 апреля состоялось расширенное заседание Российского исторического общества, где были обсуждены подходы к выработке концепции нового поколения учебников истории для школьников. Российское историческое общество сформировало рабочую группу по подготовке концепции нового учебника, которую возглавил председатель общества Сергей Нарышкин. Сопредседателями стали Владимир Мединский и Дмитрий Ливанов, научным руководителем назначен академик Александр Чубарьян. В рабочую группу вошли ученые историки, авторы наиболее востребованных учебных пособий, общественные деятели и учителя истории.