В понедельник Чертановский суд Москвы приступил к рассмотрению дела националиста и члена Координационного совета оппозиции 28-летнего Даниила Константинова, обвиняемого в бытовом убийстве. Предварительное слушание дела прошло в закрытом режиме — без публики и журналистов. Как сообщил «Газете.Ru» адвокат Константинова Дмитрий Динзе, судья Галина Тюркина отклонила ходатайство защиты об изменении меры пресечения и продлила арест подсудимого еще на полгода.
«Мы заявили также ходатайство об ознакомлении защиты с материалами дела, так как следователь не ознакомил адвокатов со всеми одиннадцатью томами, грубо нарушив Уголовно-процессуальный кодекс, — объяснил адвокат. — В итоге суд разрешил нам просмотреть необходимые тома прямо в суде, а вот в отношении самого Константинова суд в постановлении указал, что ознакомить его с материалами дела не представляется возможным». По словам защитника, возникла коллизия: в суд для ознакомления с делом подсудимых не доставляют, но и доставка дела из суда в СИЗО технически не предусмотрена. Ранее по ходатайству следователя суд ограничил Константинова в сроках ознакомления с делом, из-за чего обвиняемый просто не успел просмотреть все материалы.
Другие ходатайства защиты суд рассмотрит на следующем заседании: адвокаты намерены просить суд об исключении ряда доказательств, полученных с нарушениями, и о возвращении дела на дополнительное расследование.
Адвокат Динзе убежден, что дело в отношении его подзащитного полностью сфабриковано, о чем свидетельствует алиби Константинова.
Националист, активно участвовавший в протестах против итогов выборов в Госдуму в конце 2011 года, был арестован 22 марта 2012 года. По версии следствия, в ходе ссоры у метро «Улица Академика Янгеля» Константинов убил ножом случайного прохожего — 24-летнего москвича Александра Темникова. Константинова опознал знакомый погибшего Алексей Софронов.
«Этот человек не только неоднократно судим, но и умудрился совершить очередное преступление, находясь под госзащитой, и получить при этом условный срок! — говорит адвокат Динзе о единственном свидетеле обвинения. — Когда мой коллега Евгений Губин из Нижнего Новгорода, откуда родом наш свидетель, наводил о нем справки, к нему в коллегию неожиданно приехали местные оперативники из Центра по противодействию экстремизму и настоятельно посоветовали не вмешиваться в дело Константинова».
Сам оппозиционер утверждает, что невиновен и был в момент убийства на дне рождения своей матери, который праздновался в ресторане на проспекте Мира, то есть на расстоянии более часа пути от места преступления. Динзе говорит, что эта версия подтверждается фотографиями с застолья, показаниями присутствовавших на нем гостей, чеками о покупке подарков и др. Кроме того, защита надеется добиться полных данных биллинга мобильного телефона Константинова, которые, по мнению адвокатов, позволят подтвердить алиби.
Между тем Константинову уже дважды меняли обвинение.
В ноябре прошлого года следствие переквалифицировало его деяния с ч. 1 ст. 105 УК (убийство) на ч. 2 ст. 105 (убийство из хулиганских побуждений), а также обвинило его в угрозе убийством следователю. Однако в феврале прокуратура, изучив материалы дела, потребовала смягчить предъявленные обвинения: вместо убийства из хулиганских побуждений и угроз сотруднику правоохранительных органов Константинову опять предъявили простое «убийство» (ч. 1 ст. 105 УК). Если по двум статьям Константинову грозило от восьми лет заключения до пожизненного, то теперь — от 6 до 15. Однако, смягчив обвинение, прокуратура лишила Константинова и права на суд присяжных.
Сторонники Константинова считают, что дело против него политически мотивировано. «Следственные органы предпринимают попытку осудить как уголовника гражданского активиста и оппозиционного политика практически без всяких доказательств, на показаниях единственного свидетеля — сотрудничающего с органами вора-рецидивиста», — говорится в заявлении пресс-центра Константинова на официальном сайте. Националист получил поддержку и среди правозащитников. Так, он включен в список политзаключенных правозащитной организации «Мемориал». Родственники и сторонники обвиняемого убеждены в его невиновности и открыто выражают свое отношение к суду.
В марте в ходе рассмотрения ходатайства следователя о продлении срока ареста Константинова его сторонники, возмущенные поведением приставов, устроили потасовку прямо на заседании.
Как рассказала «Газете.Ru» сотрудница «Мемориала» Анна Каретникова, беспорядки начались после того, как Константинов заявил отвод судье и помощнику прокурора, а судья, отказав в отводе, неверно изложила его позицию по этому вопросу. В этот момент мать обвиняемого «позволила себе какую-то реплику», после чего судья велел удалить ее из зала. Приставы применили к женщине, которая отказывалась выходить, физическую силу. При этом матери Константинова стало плохо — ей вызвали скорую помощь, а в зале суда началась потасовка.
На следующем заседании 24 июня адвокат Динзе намерен в очередной раз потребовать возвращения дела на дополнительное расследование. В любом случае защита намерена твердо настаивать на алиби Константинова и требовать тщательного изучения всех доказательств.