Информация о том, что в Уголовный кодекс Белоруссии планируется вернуть наказание за мужеложство, появилась в местных СМИ вечером в минувшую пятницу. Со ссылкой на неназванный источник в аппарате белорусского парламента об этом написал крупный оппозиционный интернет-ресурс «Белорусский партизан». По информации издания, половые сношения мужчины с мужчиной (мужеложество) в Белоруссии предлагается наказывать лишением свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества. Женщин поправка в УК не коснется. Кроме того, по примеру России будет введено наказание за пропаганду гомосексуализма в виде штрафа или лишения свободы на срок до пяти лет, пишет «Белпартизан». Якобы такие поправки в УК депутаты белорусского парламента планируют принять во время осенней сессии.
В тот же день аналогичную информацию привела одна из польских радиостанций. Новость в белорусском обществе была воспринята неоднозначно.
С одной стороны, многие приняли это за информационный вброс, задача которого – сорвать идущие сейчас непростые переговоры белорусских властей с руководством Евросоюза: Александр Лукашенко всеми силами старается отвести экономические и политические санкции со стороны ЕС и США.
Новость о криминализации однополых отношений как раз могла бы сорвать переговоры официального Минска с Брюсселем. В этом интересы Кремля и националистически настроенной белорусской оппозиции совпадают. В пользу этой версии говорит и то, что оперативно проверить новость было невозможно: появилась она вечером в пятницу, кроме того, во время летних каникул парламента.
С другой стороны, возвращение уголовного наказания за мужеложество вполне укладывается в идеологическую политику белорусских властей. В Белоруссии жестко пресекаются любые попытки проведения гей-парадов. А милиция регулярно проводит задержания посетителей немногочисленных гей-клубов «для паспортного контроля». Радикальные призывы звучали и раньше. В середине 2000-х вернуть в УК статью «мужеложество» предлагал белорусский депутат Виктор Кучинский. Знаменитым стало его высказывание: «Моя позиция как депутата такова: всех этих «голубых» и прочих надо по полной программе валить».
Совсем недавно, 6 июня, представитель МИД Белоруссии Евгений Лазарев осудил легализацию однополых браков во Франции. «Дискриминационный закон об однополых браках фактически расколол французское общество. Речь идет о попрании правительством прав тех французов, которые хотели бы создавать здоровые семьи», – сказал белорусский чиновник. О своем негативном отношении к гомосексуалам неоднократно говорил и Александр Лукашенко. Так, в октябре 2012 года в интервью британской Independent белорусский президент заявил: «Что касается женщина-женщина, я уже говорил об этом: это наша, мужиков, вина, что женщина сегодня женщине заменила мужчину. Это наша вина. Поэтому я сожалею. Мы несостоятельными оказались мужиками для некоторых женщин. А вот что касается мужиков, я говорю: свят-свят! Господь с ними! Я нигде инициативно не обсуждаю и, более того, не осуждаю их. Потому что пока это за гранью моего понимания. Более того, я если это и воспринимаю, то крайне негативно: я это считаю крайне ненормальным».
19 апреля 2013 года Лукашенко, обращаясь с посланием к народу и парламенту, заявил в адрес Запада:
«Не заставляйте, дорогие, нас вводить однополые браки. Не будет этого в Беларуси, по крайней мере в ближайшее время. Пока я президент – точно! Не будет здесь голубизны, розовых и прочих. Народ не приемлет это!»
Гомофобские высказывания Александра Лукашенко приводили и к международным скандалам. В частности, Лукашенко прямо оскорбил министра иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле, который никогда не скрывал своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Отвечая на прозвучавшие со стороны Вестервелле обвинения в авторитаризме, белорусский президент сказал: «Лучше быть диктатором, чем голубым».
В планах работы белорусских парламентариев на 2013 год на сайте Национального собрания возвращение наказания за мужеложество не упоминается, но будет рассматриваться вопрос о «внесении изменений и дополнений в УК», которые никак не конкретизированы.
Известный белорусский политик, экс-депутат парламента и глава «Белорусского славянского комитета» Сергей Костян в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» сказал, что возможность возвращения в УК наказания за однополый секс действительно существует. «Я считаю, что этот закон совершенно правильный. Идет разложение общества, семьи, морали. Этот закон должен существовать, чтобы сохранить семью, сохранить наши исконно славянские ценности. Я знаю, что и в Москве большинство депутатов Госдумы стоят на точно таких же позициях. Чтобы противостоять этому разложению, этой античеловеческой морали, такой закон должен существовать», — заявил он. По его мнению, если такой законопроект появится, то Лукашенко его, без сомнений, подпишет, «иначе все его слова о геях – это пустой звук». «Известно, что он очень критически относится к однополым отношениям. Здесь много нюансов, и если наказание за мужеложество действительно будет введено, одновременно должна появиться статья о налоге на бездетность. Причем именно для мужчин старше 25 лет», — сказал Костян.
Сами представители белорусского гей-сообщества скептически воспринимают возможность уголовного наказания за мужеложество. «Конечно, в Белоруссии своя особенная правовая система, но я не думаю, что будет введена такая ответственность, — сказал «Газете.Ru» один из лидеров объединения «Гей-Беларусь» Сергей Андросенко. — Вполне может быть принято что-то вроде российского закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Но возвращение «советской» статьи, на мой взгляд, преувеличение».
Другие эксперты «Газеты.Ru» видят в сообщении о возврате в УК наказания за однополые отношения политическую подоплеку.
«Я думаю, что идея принятия данного законопроекта всплыла исключительно потому, что белорусская власть ищет новые темы для торга с Европой, — говорит белорусская феминистка, глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. — Европа отказывается «покупать» по сходной цене белорусских политзаключенных. Поэтому важно найти то, что можно «продать». Очевидно, что это будет тема смертной казни, – отсюда и волна смертных приговоров на этой неделе. Ну и вспомнили про сексуальные меньшинства: для Европы эта тема также важная, и можно попробовать поторговаться по ней».