Тимирязевский суд Москвы в четверг приступил к рассмотрению уголовного дела тяжелобольной москвички Маргариты Чарыковой, обвиняемой в торговле наркотиками. В апреле после серии публикаций в СМИ 25-летнюю Чарыкову, страдающую врожденным отсутствием прямой кишки, освободили из СИЗО, где она провела 4 месяца. Всего за сутки до очередного продления срока содержания Чарыковой под стражей следователь Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) отозвал из суда свое ходатайство и изменил меру пресечения на подписку о невыезде.
На первом заседании судья зачитала официальное обвинение, согласно которому Чарыковой вменяются два эпизода по статье 228 УК: сбыт нескольких граммов и приготовление к сбыту 20 граммов синтетического наркотика амфетамин.
«Я признаю факт хранения, но сбытом я не занималась», — заявила подсудимая в ответ на просьбу выразить свое отношение к предъявленному обвинению.
12 декабря прошлого года Чарыкову привлекли в качестве обвиняемой за приготовление к сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, 15 декабря ее заключили под стражу. Для адвоката Чарыковой Светланы Сидоркиной, представляющей правозащитную ассоциацию «Агора», решение следователя 3-го отдела УФСКН Москвы Вячеслава Сагитова отозвать ходатайство стало неожиданностью. Еще накануне следствие намеревалось продлить срок содержания под стражей. «Когда я его спросила, почему он изменил свое решение, он сказал, что это указание сверху», — уточнила Сидоркина.
Мать обвиняемой Эрика Каминская, которая и привлекла внимание СМИ к своей дочери, ранее обратилась с письмом в администрацию президента. Она написала, что Чарыкову еще 11 декабря задержали сотрудники ФСКН, изъяв 20 граммов аптечного препарата «Пирацетам» с примесью амфетамина (психотропного стимулятора кустарного производства). По словам Каминской, Чарыкова употребляла препарат в качестве обезболивающего, поскольку с рождения после многочисленных операций ее преследуют сильные боли. Несмотря на тяжелый диагноз и большое количество перенесенных операций, ее дочь всегда старалась вести нормальный образ жизни. Как писала Каминская, Маргарита работала с подросткового возраста, старалась самостоятельно покрывать расходы на жизнь, лечение и аренду жилья, вела активную жизнь и скрывала от окружающих состояние своего здоровья, чтобы не вызывать жалости к себе.
Решение об аресте Чарыковой с учетом ее тяжелого заболевания, как заявляла ее мать, означало фактически смертный приговор. В отсутствие должного лечения и медицинского наблюдения обвиняемая «гнила заживо».
В четверг суд заслушал показания 29-летнегно оперуполномоченного ФСКН Алексея Алексеенко, который участвовал в задержании Чарыковой в декабре.
«Была оперативная информация, что данная гражданка распространяет психотропные и наркотические вещества», — начал наркополицейский.
По его словам, в результате оперативно-разыскных мероприятий в подъезде дома, где проживает Чарыкова, был задержан некий Давид Миронов, имевший при себе несколько граммов вещества, содержащего амфетамин. После задержания Миронов сообщил, что приобрел наркотики у Чарыковой. Тогда оперативники приняли решение обыскать квартиру москвички.
«На журнальном столике были обнаружены 30 свертков», — уточнил оперуполномоченный Алексеенко. Остальные подробности, в том числе происхождение оперативной информации о торговле Чарыковой наркотиками, сотрудник ФСКН не вспомнил. «Она свою подпись поставила под протоколом, все права ей были разъяснены», — пояснил Алексеенко.
Уже когда допрос оперативника был завершен и судья назначила дату следующего заседания, Чарыкова поделилась с корреспондентом «Газеты.Ru» впечатлениями о неожиданном визите оперативников. «Они вели себя как дома: в холодильник лезли, чай сели пить на кухне. Мне до сих пор они снятся. Я же раньше никогда даже в милицию не попадала, а тут они ворвались ко мне в дом», — рассказала Чарыкова.
Адвокат 25-летней москвички и ее мать будут добиваться переквалификации обвинения. Несмотря на то что сейчас Чарыкова на свободе, ей по-прежнему грозит наказание от 8 до 20 лет за решеткой. «То, что она сама употребляла, мы это не отрицаем, но никогда не продавала, — объясняет мама Чарыковой. — А вот этот Миронов, который на нее наговорил, получил за это условный срок и ходит на свободе».