В этом году впервые заранее были объявлены минимальные результаты, которые надо набрать, сдавая ЕГЭ. Как сообщили «Газете.Ru» в Рособрнадзоре, предварительное сообщение о количестве минимальных баллов стало возможно благодаря накопленным статистическим данным за предыдущие годы сдачи экзамена.
Минимальное количество по русскому языку — 36 баллов, по математике — 24 балла, по информатике и ИКТ — 40 баллов, по обществознанию — 39 баллов, по географии — 37 баллов, по физике — 36 баллов, по химии — 36 баллов, по биологии — 36 баллов, по истории — 32 балла, по литературе — 32 балла, по иностранным языкам — 20 баллов.
Математика и русский язык остаются двумя обязательными предметами для сдачи ЕГЭ. Сдача иностранного языка в качестве обязательного пока откладывается до окончательного введения нового стандарта образования, то есть до 2020 года.
В этом году основной период сдачи ЕГЭ для выпускников школ начинается 27 мая и заканчивается 19 июня. Досрочно ЕГЭ сдавали с 20 апреля до 6 мая 2042 человека. Был сдан 6981 экзамен. Для дополнительных дней сдачи ЕГЭ выделен период с 8 по 15 июля.
Самыми популярными предметами по выбору в этом году у выпускников стали обществознание (500 тысяч человек), физика (220 тысяч), биология (180 тысяч), химия (110 тысяч) и английский язык (более 90 тысяч). В среднем ученики планируют сдавать по три-четыре экзамена.
ЕГЭ по некоторым предметам претерпел изменения.
Нововведения коснулись русского языка и литературы, информатики, географии, обществознания и истории. Время сдачи экзамена по русскому языку увеличилось на полчаса, а в контрольно-измерительные материалы (КИМ) по географии включено задание, которое будет проверять умение сравнивать географические тенденции развития социально-экономических процессов и явлений.
В прошлом году, по данным Федерального института педагогических измерений, 2,7% выпускников не преодолели минимальный порог баллов по математике, 1,4% — по русскому языку, 12,1% — по физике, 8,7% — по химии, 7,4% — по биологии, 5,1% — по обществознанию, 10,5% — по истории, 3,1% — по литературе. По данным Рособрнадзора, было подано более 70 тысяч апелляций, примерно 40% из них были удовлетворены.
Общественная палата с 27 мая открывает традиционную «горячую линию» по вопросам ЕГЭ. Их можно задать по бесплатному телефону 8-800-700-83-63. Основная задача — оказание помощи детям, которые попадают в сложную ситуацию во время проведения ЕГЭ.
«Школьники часто не могут разрешить такие ситуации, поэтому необходимо включение экспертов, — рассказала «Газете.Ru» первый зампред комиссии по развитию образования ОП Любовь Духанина. — Например, ребенок пришел без документа на экзамен — тогда пишется специальная бумага, кроме того, сопровождающий подтверждает личность ребенка. Или ребенка прооперировали ночью, мама звонит к нам на линию — она получает консультацию, что ребенок может сдать экзамены в дополнительные дни. Такие простые вещи позволяют снизить напряженность. Также «горячая линия» нужна при фиксировании нарушений — появление КИМ в интернете или желание некоторых взрослых решить задания за некоторых детей. До сих пор встречаются ситуации, когда дети не знают, как зафиксировать нарушения порядка проведения ЕГЭ, и мы обязательно разъясняем, что после того, как он вышел с пункта приема ЕГЭ, писать апелляцию на процедуру уже невозможно».
В этом году Министерство образования и науки по-прежнему будет бороться с нарушениями, которые случаются во время сдачи ЕГЭ.
В основном нарушения связаны либо с выкладыванием КИМ в интернет, либо с тем, что педагоги тем или иным способом помогают школьникам решить задания.
В прошлом году замминистра образования и науки Адыгеи Марьят Алиеву лишили права занимать должность на государственной службе, в органах местного самоуправления, системе образования сроком на два года за превышение должностных полномочий. В 2011 году она передавала руководителям пунктов сдачи ЕГЭ списки с фамилиями учеников, которые должны были получить положительные оценки. Эти же выпускники до официального начала ЕГЭ получили экзаменационные материалы.
Кроме того, в 2012 году результаты ЕГЭ были аннулированы у 122 школьников из-за того, что после экзамена они выложили в сеть фотографии своих работ. В этом году Минобрнауки объявило тендер на поиск исполнителя, который занимался бы выявлением и идентификацией в интернете КИМ 2013 года. Несколько лет назад началась апробация системы идентификации КИМ: по изображению можно определить, кто выполнял эти задания, где проводился экзамен и кто был организатором в конкретной аудитории.
На проведение мониторинга в этом году выделено до 5 млн рублей. Также с этого года Министерство образования и науки призвало общественных наблюдателей к участию в проведении ЕГЭ. По данным Рособрнадзора, в этом году их зарегистрировалось уже 30 тысяч.
Все сдавшие ЕГЭ могут подать заявления о приеме в пять вузов на три специальности в каждом, то есть у каждого выпускника есть 15 шансов претендовать на бюджетные места. С этого года дополнительные экзамены кроме МГУ и СПбГУ смогут проводить еще пять вузов — МГЮА им. Кутафина, МГЛУ, МПГУ, НИУ ВШЭ, НГЛУ им. Добролюбова.
Дополнительные экзамены будут проводиться в творческих вузах.
С 1 сентября 2013 года в силу вступает новый закон об образовании. Поэтому выпускников, сдающих ЕГЭ в следующем году, тоже ждут нововведения. Срок действия сертификата ЕГЭ увеличится до четырех лет (сейчас он действует два года). Кроме того, отменят бумажный сертификат ЕГЭ. Таким образом выпускники будут застрахованы от случаев, когда сертификат выдаётся слишком поздно.
Девятиклассники со следующего года в обязательном порядке будут сдавать ОГЭ — основной государственный экзамен. Пока же они проходят тестирование, которое по формату похоже на ЕГЭ.
С каждым годом выпускники выбирают все больше предметов, поскольку это расширяет диапазон выбора специальностей в вузах. «Если школьники хорошо готовились, то нетрудно сдать экзамен. Но года два их надо тренировать на работу с самими бланками, поскольку это требует навыков», — говорит заслуженный учитель России Евгений Ямбург, глава Центра образования № 109. Будучи противником ЕГЭ, Ямбург считает, что самое главное, чтобы ученики сдали экзамены и поступили в вузы.
«У меня свои претензии к ЕГЭ. Дело в том, что он оглупляет, особенно гуманитарные предметы.
ЕГЭ можно совершенствовать и добавлять те формы, которые будут выявлять нестандартных, одаренных детей. Есть дети с избирательными способностями, и не всегда фильтр ЕГЭ выявляет то что нужно. Допустим, получил школьник свои сто баллов по ЕГЭ, а на мехмате учиться не может, потому что там совершенно другой уровень — олимпиадный, другие мозги должны быть. Изменения постепенно происходят. В английском появилось аудирование, в литературе — эссе. Так что со временем самые большие глупости вроде вопроса «Любил ли Онегин Татьяну? 1) Любил 2) Не любил 3) Когда как» исчезнут. Нужно совершенствовать тесты и создавать какие-то дополнительные материалы для творческих вузов. Пока же ЕГЭ не единственный способ контроля знаний. Наиболее способные школьники поступают по олимпиадам», — говорит Ямбург.
Однако не во всех школах выпускников натаскивают на сдачу ЕГЭ. Несколько опрошенных «Газетой.Ru» выпускников из Москвы подтвердили, что их учителя решают с ними варианты ЕГЭ, но немало и тех, с кем педагоги не разбирают задания.
Школьница из Наро-Фоминска рассказала «Газете.Ru», что в школе их в основном готовят к минимальному уровню сдачи ЕГЭ, что не подходит школьникам, которые хорошо учатся. «Уже два года хожу к репетитору по английскому языку, заняла третье место в олимпиаде «Ломоносов» по истории российской государственности. По русскому готовлюсь сама, скачав различные книги и тренировочные материалы. В школе подготовке выпускников к экзамену уделяют очень мало внимания. Мы пропустили несколько диагностических и тренировочных работ по русскому, которые писали школьники в Москве, потому что школа не стала нам их давать, а работы по таким предметам, как английский или история, просто проходят мимо нас. За все 10–11-е классы мы ни разу не писали по ним ни одного пробника. Единственный раз в апреле 2013 для нас провели репетицию настоящего экзамена, но, отдав за сдачу каждого предмета 850 рублей, с нами даже не провели разбора ошибок», — говорит выпускница. Но несмотря на то, что приходится готовиться к экзаменам самостоятельно, такая форма сдачи ее устраивает: чтобы получить 100 баллов, «нужны знания, а не авторитет у школьного учителя».