В понедельник официально получил развязку конфликт между экологами, защищающими природу горного массива Хибины на Кольском полуострове, и промышленниками, планирующими добывать там руду. Руководство «Северо-Западной фосфорной компании» (СЗФК) отказалось от планов по строительству технологической дороги, разрезавшей горы и ломавшей планы по созданию в Хибинах национального парка. А директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин провел переговоры с губернатором Мурманской области, обсудив дальнейшее развитие Хибин. «Благодаря взвешенной позиции областной власти мы вместе смогли найти компромиссное решение и вопрос не перерос в открытый конфликт», — заявил Честин.
Противостояние длилось более года. СЗФК получила лицензию от Роснедр на разработку двух апатито-нефелиновых рудников, один из которых — Партомчорр, находится на севере Хибин. Параллельно местные власти планировали (слишком медленно, по мнению экологов из Кольского центра охраны дикой природы и WWF России) создать на территории горного массива природный парк — особо охраняемую природную территорию (ООПТ), которую впоследствии можно было бы перевести в разряд «национальный парк». Нацпарками управляет уже не местная власть, а Министерство природы РФ.
Эти планы нарушало решение СЗФК о строительстве через Умбозерский перевал промышленной дороги, разрезающей горный массив пополам. В этом случае размеры будущего парка пришлось бы существенно уменьшить, экология территории оказалась бы под угрозой, а туристы лишились бы одного из любимых маршрутов. При этом руководство области не могло добиться от промышленников обоснования сделанного выбора — у компании было несколько вариантов перемещения руды, но они предпочли самый прямой и наиболее вредный для экологии.
«Переговоры сдвинулись с мертвой точки только после вмешательства в ситуацию Министерства природы России, — пояснил «Газете.Ru» председатель совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров. — Этой зимой эксперты географического факультета МГУ изучили все варианты строительства дороги через Хибины и подтвердили, что выбранный компанией — самый опасный для окружающей среды». Тогда министр природы Сергей Донской заявил, что они будут настаивать на менее вредном варианте. После этого переговоры получили дополнительный импульс.
Экологи отмечают, что в этот промежуток времени своей должности лишился гендиректор СЗФК, входящей в химический холдинг «Акрон», Сергей Федоров, настаивавший на строительстве трассы, а новое руководство компании предложило выход из конфликта.
В итоге стороны пришли к договоренности, что на территории рудника будет построен горно-обогатительный комбинат (ГОК) полного профиля, а уже затем обогащенная руда будет транспортироваться по железной дороге в обход Хибин. «Компания отказалась от этой идеи (отправлять добытую руду по дороге через горы. — «Газета.Ru»), решив вывозить уже готовую продукцию. Поскольку продукция будет более дорогой, то экономически выгоднее возить ее на железную дорогу в районе станции Имандра, до которой компания будет строить специальную железнодорожную линию. Таким образом, исчезает вредное воздействие на территорию парка, — сообщил «Газете.Ru» министр природных ресурсов и экологии Мурманской области Алексей Смирнов. — На днях эта информация была официально сообщена нам на заседании рабочей группы, которую возглавлял первый вице-губернатор Алексей Тюкавин. СЗФК обратилась в Минприроды с просьбой пересмотреть условия лицензионного соглашения, чтобы отодвинуть сроки начала разработки рудника: теперь им необходимо разработать проект строительства ГОК и затем его построить». Компания гарантировала, что не будет размещать на территории, предназначенной для парка, свои технологические объекты, добавил Смирнов. «Хочется подчеркнуть, что решение принято не под чьим-либо давлением, а является наиболее приемлемым, разумным и взвешенным», — подчеркнул новый гендиректор СЗФК Владимир Куницкий, отметив при этом, что первоначальная позиция компании была очень жесткой.
«ГОК будет строиться на территории малоценного молодого сосняка, зато в состав парка войдет часть Симбозерского заказника, который является «родильным домом» лосей», — пояснил директор WWF России.
С новыми планами компания начнет добывать руду на семь лет позже, чем это было предусмотрено выданной лицензией, говорит эколог Петров.
Он добавляет, что итоговое соглашение также не идеальный вариант: в Хибинах все-таки появится дорога — не технологическая, а строительная, которая после завершения возведения ГОК будет передана парку. Кроме того, для строительства комбината потребуется вырубить больше деревьев, чем было предусмотрено ранее. «Но это позволяет и сохранить производство, и создать парк», — говорит Петров.
После разрешения конфликта правительство Мурманской области решило пересмотреть концепцию создания парка в Хибинах, сообщил Смирнов.
Если ранее предполагалось сначала создать природный парк, а затем уже — национальный, то теперь документы будут готовиться сразу на нацпарк, говорит Смирнов. «На разработку документов нужны большие средства. Всемирный фонд дикой природы (WWF) России выступил с предложением поучаствовать финансово в этом процессе, — пояснил министр природы Мурманской области. — Плюс наши компании — горнодобывающие и горнообогатительные — не отказываются поучаствовать. Может быть, к концу этого года мы получим уже какие-то документы. В 2014 году будем резервировать территорию под нацпарк». По словам Смирнова, пока что в федеральном бюджете не предусмотрены деньги на новый нацпарк. «Будем ходатайствовать перед Минприроды о внесении в бюджет 2014 года изменений», — сообщил Смирнов.