Внимание силовиков приход «Аль-Ихлас» привлек в июле прошлого года после покушения на прежнего муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийства его заместителя Валиуллы Якупова. Несколько постоянных прихожан тогда были задержаны по подозрению в причастности к терактам. Несмотря на то что позже все они были отпущены, руководство «Аль-Ихлас» резко отреагировало на задержания и устроило в знак протеста «против произвола правоохранительных органов» несколько несанкционированных митингов.
А в декабре прошлого года руководство «Аль-Ихлас» устроило автопробег: на машинах были установлены флаги с символикой религиозной террористической организации «Хизб ут-Тахрир» (организация запрещена в России), чья деятельность на территории России законодательно запрещена.
Мечеть, в которой базировался «Аль-Ихлас», была закрыта 16 января, а само ее здание было передано на баланс Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана. В результатах прокурорской проверки значится, что приход «на системной основе осуществляет экстремистскую деятельность, заключающуюся в возбуждении религиозной розни, пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности человека по религиозной принадлежности», в стенах мечети хранятся «заведомо экстремистские материалы в целях массового распространения (книги, брошюры, журналы от «Хизб ут-Тахрир»)».
Один из руководителей прихода Рустем Сафин в 2009 году уже был осужден за организацию деятельности «Хизб ут-Тахрир» на территории Татарстана и получил условный срок. В настоящее время в отношении него заведено новое уголовное дело по той же статье.
Основным руководителем «Аль-Ихлас», согласно документам, является Азгар Валиуллин, однако перед началом судебного заседания адвокат Юрий Гвоздецкий сообщил, что представляет интересы некоего Ахмата Ахметова, который якобы и является настоящим руководителем прихода. «Приход — это общественная организация, и более 80 прихожан избрали имам-хатыбом Ахметова. Здесь сидят эти прихожане (это были в основном женщины, некоторые из которых пришли в суд с детьми. — «Газета.Ru»). Поднимите руки, кто не согласен с тем, что руководителем прихода является Ахметов», — обратился к присутствующим Гвоздецкий.
Несмотря на то что руку никто не поднял, судья Горшунов не смутился. Он объяснил, что в Едином государственном реестре юридических лиц руководителем прихода значится именно Валиуллин, поэтому суд отказывает Ахметову (так называемому второму имаму прихода) и его представителям в участии в процессе. Сам же Валиуллин сидел в зале рядом с представителем ДУМ и был признан законным участником процесса. Кстати, Валиуллин заявил, что «согласен ликвидировать юридическую организацию, но мы должны продолжать молиться», подтвердив таким образом законность требований прокуратуры.
Представитель ДУМ на суде заявил, что приход фактически противопоставлял свою деятельность идеологической работе управления и являлся больше политической, нежели религиозной организацией, чьи руководители попросту игнорировали устав прихода и единолично меняли процесс выбора имама.
В свою очередь, представитель прокуратуры, помощник прокурора Татарстана Сайяр Зиятдинов рассказал «Газете.Ru», что Ахметов и Сафин были приглашены проповедовать в мечеть самим Валиуллиным, который к террористической деятельности отношения не имел. Однако впоследствии был ими же фактически отстранен от управления приходом «Аль-Ихлас». «Впоследствии Сафин, можно сказать, присвоил себе должность второго имам-хатыба. И он, и Ахметов получали религиозное образование на Ближнем Востоке», — уточнил прокурор.
Решение суда вызвало бурную реакцию со стороны прихожан, и после окончания заседания женщины стали собрать подписи под протестным заявлением. Оно будет приложено к кассационной жалобе: решение суда еще не вступило в силу, и в течение месяца стороны могут его обжаловать.
Представитель руководства ДУМ Татарстана рассказал изданию, что считает решение суда абсолютно справедливым, поскольку руководство прихода действовало «отнюдь не в интересах рядовых прихожан». «Там собрались одиозные личности, желающие рулить всем религиозным образованием в республике, — отметил он. — При мечети в соответствии со всеми процедурами будет обязательно создан новый приход, и прихожане сами выберут имама. Кандидат уже есть, но решать, кто в конце концов его возглавит, будут сами прихожане и муфтий Татарстана».
Саму же мечеть, как выяснилось, решено пока закрыть для проведения капитальной реконструкции.
Это первый не только в Татарстане, но и в России случай официального закрытия мусульманского прихода как общественной организации с формулировкой «за экстремистскую деятельность». До сих пор конфликты между верующими и властями возникали лишь из-за закрытия или сноса мечетей или молельных домов, да и то чаще по сугубо техническим причинам — несогласования вопросов выделения земли или разрешений на строительство. И хотя решение ВС Татарстана в силу еще не вступило и теоретически может быть отменено, этим прецедентом наверняка воспользуются власти других республик, испытывающих проблемы во взаимоотношениях с отдельными религиозными структурами и деятелями. Напомним, что только на днях глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, как сообщала «Газета.Ru», выразил недовольство «уровнем работы» местных религиозных деятелей, предложив ввести для имамов обязательную аттестацию.