В понедельник врио главы Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов на рабочем совещании предложил ввести аттестацию имамов. «Религиозным деятелям необходимо фундаментально повысить уровень работы. Мы свободно посещаем мечети, но имеющиеся крайности в вопросах религии мешают нам исполнять долг, предписанный Кораном, хадисами Пророка, наставлениями шейхов. Надо обратить внимание на уровень подготовки имамов в целом ряде мечетей. Парламент республики занимается этим вопросом, и, возможно, будет выработан определенный метод проведения аттестации имамов», — заявил Абдулатипов. О введении аттестации президент Дагестана впервые говорил еще в начале марта на встрече с представителями комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений при президенте России.
В Духовном управлении мусульман (ДУМ) Дагестана скептически относятся к идее главы республики.
«Духовное управление в течение ряда лет проводит курсы повышения квалификации имамов. В прошлом году через них прошли 350 имамов. Мы ни на кого не смотрели и ни перед кем не отчитывались. Если президент сегодня проснулся, то пусть приходит и проверяет имамов.
Но пока есть только кабинетное поручение, к нам никакая официальная бумага не поступала и с духовенством этот вопрос не обсуждался», — рассказал «Газете.Ru» Магомедрасул Омаров, пресс-секретарь Духовного управления мусульман Дагестана.
Самой большой проблемой, если аттестацию все же введут, станет организация комиссии, которая ее будет проводить. В регионе множество религиозных течений, и сложно представить, каким образом суфии будут, к примеру, оценивать проповеди салафитов. По мнению директора Центра исламских исследований Руслана Гереева, в республике нет большого количества специалистов, которые на должном уровне знали бы Коран и Сунны, чтобы проводить аттестацию. «В таком субъекте, как Дагестан, каждая проповедь имеет значение. Молодежь прислушивается к ним. Поэтому имам должен соответствовать определенным критериям. Возник вопрос об этике и ответственности имамов. Аттестация должна показать именно это», — считает Гереев.
К тому же религия отделена от государства, соответственно, в комиссии могут быть только духовные лица.
«На каком основании имама будет проверять какой-то чиновник, если религия отделена от государства? И на что меня будут проверять? На знание арабского, русского языка, проверять бухгалтерию мечети? Решат аттестовать мои проповеди? Или они таким способом будут искать экстремистов в мечетях?
Все имамы и так выпускники аккредитованных институтов», — говорит Магомедрасул Омаров.
Но Руслан Гереев в отличие от ДУМ Дагестана поддерживает инициативу Абдулатипова и считает, что ее положительно оценят многие религиозные организации республики. «Аттестацию нужно было начать проводить давно. Определенная категория имамов в Дагестане не соответствует своему уровню. В ДУМ Дагестана, естественно, введением аттестации недовольны, поскольку именно к ним относится большинство имамов», — считает Гереев.
По его словам, Абдулатипов делает правильные шаги для решения вопросов, которые могут каким-то образом затронуть религиозные организации. Подобные шаги были сделаны в других кавказских республиках. «В регионе множество религиозных организаций, которые не соответствуют официальной суфийской доктрине. В соседней Ингушетии все имамы получают зарплату от республики, даже имамы крайнего салафитского направления. Таким образом Юнус-Бек Евкуров решил проблему экстремизма в республике. Он сумел привести в правовое поле все религиозные общины. То же самое предстоит сделать и Дагестану. Аттестация не механизм отслеживания радикальных настроений.
Сегодня многие религиозные организации находятся за пределами Министерства юстиции, они не зарегистрированы. Государство считается только с официальным суфизмом. А есть более 70 других направлений в исламе. Мы не можем их игнорировать, все должно быть в рамках закона — и шиизм, и суфизм, и салафизм», — говорит Гереев.
Дагестан не станет первым регионом, где введена аттестация имамов. В республике Башкортостан аттестацию проводят с 2011 года. Специальную комиссию, состоящую из 3–7 человек, назначает муфтий. В нее обычно входят сам муфтий, его заместитель по вопросам образования и директоры медресе. Разработан образовательный минимум, которому должны соответствовать имамы: быть старше 22 лет, иметь положительный моральный облик, религиозные знания, соблюдать Устав ДУМ и законы государства, следовать ханафитскому мазхабу, иметь хорошие отзывы от коллег, знать закон о свободе совести. Аттестация выдается на три года, но ДУМ Башкортостана оставляет за собой право о проведении досрочной переаттестации.
Правда, неаттестованных имамов в Башкортостане не остается. «Аттестация подразумевает определение соответствия или несоответствия предъявляемым требованиям. Но у нас недостаточное количество кадров и нет альтернативы тем, кто не соответствует уровню.
Мы не можем уволить такого человека и назначить нового — просто на его место никого нет», — рассказал «Газете.Ru» Руслан Саяхов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан по вопросам образования, внешних связей и связей с общественностью.
В ДУМ Башкорстана ввели оценочную шкалу — человека аттестуют и относят к определенному уровню. По словам Саяхова, тех имамов, у кого слабый уровень, записывают на дополнительные занятия в медресе.
«Имамы должны чувствовать дополнительную ответственность. Мы должны увидеть человека в лицо, поговорить с ним, посмотреть, как он ведет организационную деятельность, понять, адекватный человек или нет. Самые острые вопросы мы тоже ставим перед имамами — насколько важно для них придерживаться традиционного ислама, что проявляется в идеологических воззрениях и в следовании правовой школе имама Абу Ханифа. Аттестация — не охота на ведьм. Все имамы и так на виду. Аттестация — это шаг, чтобы не допустить к работе имамов, которые могут принести вред обществу», — говорит Руслан Саяхов.