В понедельник в Госдуму был внесен законопроект, разрешающий использовать материнский капитал (МК) на дорогостоящее лечение матери и ребенка. Автор документа — законодательное собрание Бурятии (народный хурал) — предлагает внести в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года дополнительную статью, касающуюся распоряжения средствами (частью средств) МК. Предполагается, что эти средства могут быть перечислены в любую медицинскую организацию на территории России на оплату высокотехнологичного лечения, не оказываемого в рамках программ госгарантий бесплатной медпомощи.
По мнению республиканских депутатов, законопроект расширяет возможность граждан распорядиться средствами МК «наиболее эффективным и рациональным способом».
«Родители неоднократно обращали внимание на большие проблемы с организацией дорогостоящего лечения. Многие виды такой помощи оказываются лишь в ведущих центрах страны и полностью отсутствуют в отдаленных регионах. Все это задерживает на многие годы возможность получения такой помощи, а для многих детей она остается полностью недоступной… В своих многочисленных обращениях родители отмечают, что они готовы использовать средства МК в первую очередь именно на своевременное высокотехнологичное лечение», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
При этом, как подчеркивают авторы идеи, поскольку речь идет о перераспределении на еще одно направление выделяемых средств МК, реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
В 2013 году размер капитала составил около 409 тыс. рублей. Соответствующий сертификат можно использовать полностью или частично на улучшение жилищных условий, образование ребенка или формирование накопительной части пенсии для матери. Получать деньги наличными законом запрещено.
В Минздраве законопроект пока не комментируют. Однако предложения разрешить направлять средства МК на оплату добровольного медицинского страхования, лечение или на покупку медикаментов высказывались и ранее. И каждый раз из правительства поступали «разъяснения» о том, что МК предназначается совсем на другие цели, а входящая в стандарты высокотехнологичная помощь гражданам РФ оказывается бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС).
Считает «избыточным» предложение народного хурала и первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. По его словам, у Министерства здравоохранения есть возможность оказывать всю необходимую высокотехнологичную медпомощь детям и матерям. Впрочем, оговорился депутат, дать официальное заключение по законопроекту он пока не готов, поскольку в комитете его еще никто не видел (в понедельник законопроект был только зарегистрирован и направлен председателю Госдумы).
По словам председателя комиссии по социальной политике Мосгордумы Михаила Антонцева, «дать возможность тяжелобольным людям выживать в рамках ОМС — обязанность государства». «Когда нам в Мосгордуму в свое время еще только прислали на отзыв проект закона о материнском капитале, мы в этом отзыве предлагали включить в зарождающуюся систему и расходы на лечение. И получили ответ, что все будет, безусловно, делаться за государственный счет в рамках ОМС. И надо просто требовать выполнения закона», — рассказал депутат.
Между тем на деле все обстоит далеко не так гладко. По данным председателя комиссии Общественной палаты России по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, директора Агентства социальной информации Елены Тополевой-Солдуновой, экспертная оценка квот и тарифов ОМС показывает их недофинансированность в 3–4 раза.
Нередко государственное здравоохранение гарантирует оплату второго этапа лечения без оплаты первого — например, в случае трансплантации костного мозга. Не способствует эффективному лечению больных детей и действующее законодательство, приводящее к закупкам вместо эффективных оригинальных препаратов некачественных дженериков. А сами эти закупки — процесс столь неповоротливый, что многие больные гибнут, не дождавшись жизненно необходимых им лекарств.
«Конечно, при использовании средств МК на лечение должны быть какие-то ограничения и контроль, но в целом это правильное предложение, — заявила Тополева-Солдунова «Газете.Ru». — Если появится возможность направить средства МК на не прописанное в госгарантиях, но необходимое дорогостоящее лечение, это серьезно упростит жизнь людям, вынужденным сегодня собирать деньги по миру».
Кроме того, программа госгарантий распространяется только на лечение, проводящееся по протоколам и стандартам — утвержденному руководству к действию. Однако не всегда стандартные мероприятия помогают.
Об этом говорила на прошедшем в марте заседании совета при правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере по теме взаимодействия власти с благотворительными фондами замдиректора Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Димы Рогачева (ФНКЦ) Галина Новичкова. По ее словам, научный центр имеет право на применение собственной научно-обоснованной терапии. Но это использование технологий, которые не финансирует бюджет, и не зарегистрированных в России лекарств. Кроме того, абсолютно не обеспечено продолжение начатой в центре терапии по месту жительства ребенка.
Решение этой проблемы в ФНКЦ взял на себя благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». В 2012 году фондом было закуплено незарегистрированных препаратов на 28,4 млн рублей. На поиск неродственных доноров и доставку костного мозга из-за рубежа фонд направил 23,5 млн рублей. Программа «Лекарства на дом» для пациентов ФНКЦ составила 14,5 млн рублей.
Сопредседатель попечительского совета фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова в своем выступлении разделила расходы фонда на те, которые не финансируются государством в принципе, и те, что не покрываются за счет бюджетных средств вследствие несовершенства нормативной правовой базы. К первой группе относятся оплата поиска и активации (определения пригодности) донора костного мозга (в России трансплантация костного мозга от неродственного донора проводится исключительно при поддержке благотворителей), закупка, ввоз и таможенное оформление не зарегистрированных в РФ лекарств, оплата проживания иногородних пациентов, находящихся на амбулаторном лечении. Вторая группа еще шире. Но прежде всего это адресная закупка лекарств.
«Ребенок не может делать перерыв в приеме лекарств, поэтому фонды обеспечивают запас на один-два месяца после выписки из стационара, чтобы у родителей было время оформить документы на их льготное получение», — объяснила Хаматова.
Кроме того, часто не удается добиться получения за счет регионального бюджета жизненно необходимого ребенку препарата, не входящего в список дополнительного лекарственного обеспечения. А при закупках за счет бюджетных средств преимущество отдается препаратам, имеющим самую низкую цену. В итоге регионы часто закупают дженерики, не прошедшие клинические исследования для применения у детей. И, наконец, многие медучреждения отказываются принимать внебюджетные средства, чтобы сохранить показатели. «Очень часто врачам запрещают под угрозой увольнения говорить пациентам, что есть зарубежный аналог отечественному лекарству», — рассказала Хаматова.
Принимавшие участие в заседании чиновники не опровергали факт недостатка средств. Как рассказала министр здравоохранения Вероника Скворцова, финансирование госпрограмм медицинской помощи в полном объеме (от диспансеризации до высокотехнологичной медпомощи) ожидается только к 2015 году. И даже при этом будут появляться новые методы лечения, опережающие государственное финансирование. «Это касается реабилитации, редких заболеваний, обеспечения дорогими лекарствами в амбулаторных условиях», — пояснила министр.
Между тем граждане, получившие за время действия программы сертификаты на МК, всеми правдами и неправдами стараются их обналичить.
Интернет пестрит объявления об обналичивании сертификатов путем участия их владельцев в мошеннических схемах, связанных с покупкой и последующей продажей жилья или с кредитованием такой покупки. По данным занимающегося выдачей сертификатов Пенсионного фонда России, в десятках регионов страны регистрируются факты нецелевого использования средств МК. Наиболее распространено это в регионах с низким уровнем жизни.
В конце марта 2013 года глава Пенсионного фонда Антон Дроздов заявил, что фонд выступает за возможность в будущем выдавать МК или хотя бы его часть наличными. По словам чиновника, это могло бы снизить коррупционную составляющую при обналичивании средств недобросовестными структурами.
Признают проблему и «наверху». Несколько лет правительство совершенствует схему использования МК для работы с недвижимостью (это самый популярный способ вложения средств капитала). В закон внесены поправки, разрешающие оплачивать средствами МК первый взнос при ипотечном кредитовании, погашать проценты по кредиту, даже позволено производить рефинансирование кредита. В 2010 году материнский капитал разрешили использовать для расчетов на вторичном рынке жилья. Предоставлена возможность расчета за квартиру сертификатом, который был выдан матери ребенка, если жилье оформляется на отца. Звучали от депутатов и предложения позволить размещать средства материнского капитала на депозитах в банках.