В понедельник Военный суд Тихоокеанского флота на основании вынесенного в минувшую пятницу вердикта присяжных оправдал капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева и трюмного машиниста старшину Дмитрия Гробова, которых считали виновниками аварии на атомной подлодке «Нерпа». ЧП на «Нерпе» произошло в Японском море в ноябре 2008 года во время ходовых испытаний. На субмарине несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате чего произошел выброс газа. Из 208 человек, находившихся на борту, 20 погибли, еще 21 попал в больницу.
Кроме того, суд отказал в удовлетворении исков родственников погибших о возмещении ущерба. Прокуроры и присутствовавшие в зале представители Минобороны согласились с этим решением.
Лаврентьев и Гробов второй раз официально признаны невиновными и останутся в этом статусе, если прокуратура не обжалует приговор в десятидневный срок.
Представитель обвинения Феликс Мамот сообщил ИТАР-ТАСС, что прокуратура намерена оспаривать приговор. По мнению Мамота, коллегия присяжных не смогла правильно разобраться в обстоятельствах уголовного дела. Также на мнение коллегии могли повлиять публикации о ходе дела в СМИ, добавил представитель обвинения. Родственники погибших на подлодке также остались недовольны приговором.
В свою очередь, адвокат обвиняемых Сергей Бондарь отметил, что решение присяжных о невиновности на этот раз было единодушным. Представители защиты надеются, что прокуратура не будет подавать жалобу на приговор.
«Уже второй раз присяжные оправдывают Лаврентьева и Гробова. По моему мнению, на этом уже можно и остановиться, или будет создаваться очень неприятное впечатление о том, что прокуратура просто не доверяет людям, которых она же и отбирает в присяжные», — сказал Бондарь РИА «Новости».
Гвардии капитан I ранга Лаврентьев обвинялся в превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий — п. «в» ч. 3 ст. 286 УК. Старшине Гробову инкриминировалась ч. 2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и ч. 2 ст. 118 УК (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей). Оправданному во второй раз командиру субмарины грозило до 10 лет лишения свободы, его подчиненному — до четырех.
По версии следствия, 8 ноября 2008 года старшина Гробов во время ходовых испытаний атомной подлодки «Нерпа» в Японском море «из любопытства» включил систему пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая). В отсеки начал подаваться фреон (газ без цвета и запаха). На борту находились 208 человек. 20 членов сдаточной комиссии погибли, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Сразу после ЧП появились сообщения, что «Нерпу» планировалось передать на 10 лет в лизинг Индии. Тогда представители Минобороны категорически это отрицали. Однако зимой прошлого года АПЛ была действительно отправлена в Индию, где ее ввели в состав военно-морских сил страны под названием «Чакра».
В первые месяцы после трагедии следователи заявляли, что Гробов сам дал признательные показания и рассказал, что именно он включил подачу фреона. Командиром лодки Лаврентьевым следствие заинтересовалось спустя год.
В 2009 году ему и капитану I ранга Сергею Захарченко, бывшему командиру бригады, в которую входила лодка, предъявили обвинения по ч. 3 ст. 293 УК (халатность). Командира и капитана заподозрили в недостаточной подготовке подчиненных. С Захарченко обвинения впоследствии сняли.
Лаврентьев и Гробов в итоге свою вину не признали. Линия защиты строилась на утверждении, что истинной причиной трагедии стало воровство средств, выделенных на строительство К-152 «Нерпа». «Нарушение своих служебных обязанностей рядом должностных лиц промышленности, бессовестное воровство государственных средств при строительстве лодки», — называл причины аварии адвокат Александр Кулаков, имея в виду ситуацию с фреоном. В суде были представлены результаты экспертизы, показавшей, что в систему пожаротушения был закачан не чистый фреон, а его смесь с более дешевым тетрахлорэтиленом. Что и стало, по версии защиты, причиной гибели людей.
В сентябре 2011 года коллегия присяжных уже выносила оправдательный вердикт, на основании которого Тихоокеанский военный флотский суд оправдал обоих фигурантов дела.
Военная прокуратура опротестовала оправдательное решение в Верховном суде, который согласился с доводами обвинения и отменил приговор. После четырех лет следствия, суда и вердикта присяжных о невиновности командир и трюмный машинист вновь оказались на скамье подсудимых. Дело Лаврентьева и Гробова было снова направленно в Тихоокеанский флотский военный суд на новое рассмотрение с новым составом присяжных.
В качестве аргументов прокуратура указывала на процессуальные ошибки, допущенные в ходе суда, которые оказали влияние на присяжных заседателей: всего в ходе процесса суд сделал стороне защиты около 50 замечаний. Однако, что за нарушения допустили адвокаты, неизвестно: первый процесс по делу подлодки проходил в закрытом режиме, а многие документы, представленные следствием и прокурорами, были снабжены грифом «секретно».