По факту пожара в психиатрической больнице № 14 в поселке Раменский Дмитровского района Московской области, где, по предварительным данным, погибли 38 человек, возбуждено уголовное дело. Как уточняют в Следственном комитете, дело расследуется по ч. 3 ст. 219 УК РФ (нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц). Виновным грозит до семи лет лишения свободы.
«Следствием рассматриваются все возможные версии причин пожара, в том числе неосторожное обращение с огнем, неисправность электрооборудования, поджог и другие», — подчеркивают в СК.
В рамках уголовного дела следователи намерены дать оценку действиям руководства клиники и должностных лиц контролирующих органов, ответственных за пожарную безопасность.
Ранее источник в правоохранительных органах сообщил «Интерфаксу», что на всех окнах горевшего одноэтажного здания были установлены решетки и во многом из-за этого люди не смогли спастись. Восемь тел пожарные обнаружили возле выхода из лечебницы. По всей видимости, люди рвались наружу, но не смогли выйти из здания.
Директор департамента надзорной деятельности МЧС Юрий Дешевых поспешил сделать заявление, что последняя проверка Госпожнадзора в здании больницы № 14 не выявила нарушений пожарной безопасности. Как рассказал Дешевых «Интерфаксу», пожар обнаружила дежурная медсестра — она пыталась потушить возгорание самостоятельно с помощью огнетушителя, но ей это не удалось. По его версии, причиной возгорания стало короткое замыкание.
Между тем очевидец рассказал в эфире телеканала «Россия 24», что здание поджег пациент, доставленный накануне для принудительного лечения.
По его словам, молодой мужчина поджег диван в холле, где больные смотрят телевизор.
Официально эту версию пока никто не подтвердил.
Источник «Интерфакса» в медицинских кругах Московской области рассказал, что пациенты в момент пожара были под действием лекарств и не могли адекватно реагировать на ситуацию. При этом он подчеркнул, что нейролептические препараты были назначены больным законно.
«Большинство погибших найдены на кроватях — по всей видимости, они даже не пытались спастись», — рассказал собеседник агентства.
Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах Подмосковья, часть пациентов во время пожара были привязаны к кроватям. «Это приемное отделение — часть пациентов находились на карантине. У большинства диагноз «шизофрения в стадии обострения», поэтому их привязывали к кроватям», — сообщил собеседник агентства.
По данным МЧС, в 02.23 произошло возгорание кровли одноэтажного здания больницы. Ночью там находился 41 человек. Спастись удалось только медсестре Виктории Волковой и двум пациентам — Дмитрию Гладких и Диане Куликовой. Жертвами пожара, по предварительным данным, стали 38 человек. Общая площадь возгорания составила 420 квадратных метров. Потушить огонь удалось только к пяти утра.
По словам пресс-секретаря министра здравоохранения Олега Салагая, на месте происшествия работают 18 бригад «скорой помощи». Сейчас место ЧП оцеплено, там дежурят несколько десятков сотрудников полиции.
К сгоревшей больнице прибыли также временно исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьёв и министр здравоохранения области Нина Суслонова. В 7 утра губернатор провел на месте оперативное совещание. По его распоряжению на предмет пожарной безопасности проверят все лечебные учреждения Подмосковья. Для помощи подмосковным следователям на место происшествия направлены сотрудники следственного управления СК по Центральному федеральному округу и специалисты Главного управления криминалистики.
Глава Подмосковья отметил, что решетки были не на всех окнах сгоревшего здания; кроме того, в больнице сработала противопожарная сигнализация, были в наличии средства индивидуальной защиты.
«Ближайшая пожарная часть от психиатрической больницы находится в 40 минутах езды. Возгорание произошло ночью. Сработала сигнализация, и медсестра начала реагировать. Одновременно сработал пульт, который вынесен метров за триста до больницы. Охранник также побежал в отделение больницы, где произошел пожар, — цитирует Воробьева «Интерфакс». — Решетки стали причиной (гибели людей. — «Газета.Ru») или нет, должно разобраться следствие».
Ссылаясь на главврача психиатрической больницы, Воробьев сообщил, что клиника была укомплектована специальными капюшонами, для того чтобы в случае пожара ими воспользоваться. «Но ни один из капюшонов не был раскрыт. Капюшон — это индивидуальное средство спасения, которое в случае задымления надевается, для того чтобы пройти зону задымления и возгорания», — объяснил и. о. губернатора. Находящийся на оперативном совещании главврач сгоревшей психбольницы Мурат Шаров сообщил журналистам, что в учреждении проходили лечение пациенты с очень тяжелыми диагнозами. «Контингент очень тяжелый: психиатрические больные с хроническими заболеваниями и частыми обострениями, зачастую осложненными алкогольными интоксикациями и алкогольными психозами, наркоманией», — рассказал Шаров.
Позже стало известно, что первые пожарные смогли прибыть к месту ЧП только лишь спустя час после поступления сигнала тревоги.
Как сообщили в МЧС, причиной задержки стало закрытие речной переправы. «Дорога до клиники заняла около часа, потому что закрытой оказалась переправа, обеспечивающая прямой путь от пожарной части до больницы. Если бы переправа была открыта, дорога заняла бы 20 минут», — заявил «Интерфаксу» представитель подмосковного центра МЧС. Собеседник уточнил, что ближайшая к больнице пожарная часть № 117 расположена на удалении 42 км. Переправа не работала из-за половодья, сообщил начальник ГУМЧС Подмосковья Игорь Панин. «Переправа не разрушена, она была разведена в связи с тем, что поднялась вода, километраж увеличился, время подъезда тоже увеличилось», — цитирует Панина РИА «Новости».
Андрей Воробьев сообщил, что власти Подмосковья возьмут на себя расходы на похороны погибших. Родственникам жертв трагедии выплатят компенсации в размере 500 тысяч рублей. Об этом сообщил Воробьев. «Пятьсот тысяч выплатят власти Московской области семьям погибших, и погребение будет также произведено за наш счет, вместе с Дмитровским муниципальным районом», — цитирует его РИА «Новости».
На территории Дмитровской городской больницы создан оперативный штаб по оказанию помощи семьям погибших. Для информационной и психологической поддержки работают телефоны горячей линии 8 (800) 775-17-17, 8 (496) 227-89-51, 8 (496) 227-89-41.
Пожар в поселке Раменский заставил Минздрав инициировать проверку всех психиатрических больниц России. Как сообщила глава Минздрава Вероника Скворцова, ее ведомство проведет ревизию до 1 июня. Чуть позже она посетила место трагедии.
С обсуждения трагедии в Подмосковье началось и состоявшееся в среду днем заседание президиума Совета законодателей. «Все, что произошло, говорит о том, что самым внимательным образом нужно подходить к вопросам безопасности, — сказал президент, открывая мероприятие. — Надеюсь, что в регионах РФ обратят на это особое внимание и еще раз вернутся к этому, и федеральные, и региональные (органы власти)».
После этого глава государства и руководители законодательных органов власти почтили память погибших минутой молчания, сообщает РИА «Новости».
В Госдуме в связи с пожаром состоялось внеплановое экстренное заседание комитета пор охране здоровья.
«Комитет принял решение в весеннюю сессию внести поправки в законодательство. Необходимо усиливать административную ответственность главврачей и руководства администраций психоневрологических диспансеров, домов престарелых и домов ребенка за состояние этих учреждений или халатное отношение к своим обязанностям», — сказал председатель комитета Сергей Калашников.
На заседании комитета было отмечено, что необходимо провести полную ревизию законодательства и подзаконных актов на уровне министерства здравоохранения, чтобы впредь избежать подобных трагедий. Для этого при комитете уже создана совместная рабочая группа, в которую войдут представители Минздрава
.
Кроме того, как сообщают РИА «Новости», Калашников отметил, что необходимо учреждения, в которых содержатся маломобильные группы населения, «выделить в особый класс», так как это специфические группы, они рассматриваются наравне с другими медицинскими учреждениями, хотя по обеспечению их безопасности должны быть отдельные подзаконные акты.
Также на заседании комитета шла речь о том, что необходимо такие учреждения оснащать не системами не только пожарной сигнализации, но и пожаротушения, чтобы в случае возгорания было время для того, чтобы спасти людей. Как отметили депутаты, для этого необходимо вносить изменения в бюджет. «Нужно отдавать отчет, что у субъектов РФ не хватает средств. Вопрос отдельной строки бюджета (на такие учреждения) в бюджете Минздрава должен решаться», — сказал Калашников.