До конца месяца Минздрав утвердит 83 региональные программы по сокращению дефицита медицинских кадров. Об этом сообщила на заседании правительства в четверг министр Вероника Скворцова. По ее словам, до 1 апреля была проведена экспертиза всех региональных программ, предусматривающих меры социальной поддержки медикам, а также обеспечение их жильем.
По данным министра, в отрасли не хватает 40 тыс. врачей и 270 тыс. медсестер. (Всего в России работают 743 тыс. врачей и 1 млн 419 тыс. средних медицинских работников). Не хватает анестезиологов, реаниматологов, наркологов, фтизиатров, педиатров и неонатологов. Даже в относительно благополучной Москве укомплектованность медучреждений врачами составляет 89,6%, средним персоналом — 89,7%. При этом, если в последние 10 лет дефицит врачей несколько снизился, то нехватка среднего медперсонала наоборот нарастает.
Премьер-министр Дмитрий Медведев, в свою очередь, добавил, что сейчас на одного врача приходится два медработника среднего звена, и необходимо довести это число хотя бы до трех. При этом он напомнил, что «в большинстве стран с современной системой здравоохранения это соотношение - 1:5» и многие виды работ выполняются, в отличие от России, не врачами, а средним медперсоналом, парамедиками.
Бороться с проблемой власти обещают «комплексно».
Во-первых, будет продолжено «поэтапное совершенствование системы оплаты труда с переходом на эффективный контракт и с увязкой заработной платы врача с его квалификацией и качеством работы». Для того, чтобы такая увязка была понятна для всех, и, прежде всего для самих врачей, Минздрав разрабатывает 31 профессиональный стандарт. Во-вторых, будет усовершенствована система подготовки кадров, в частности, речь идет о дополнительном профобразовании медиков, а также о целевом приеме в вузы.
«Для обеспечения специалистами удаленных районов страны внедрена новая форма целевой контрактной подготовки студентов и ординаторов на основе трехсторонних договоров, согласно которым субъект берёт на себя обязательства по социальной и материальной помощи учащемуся и молодому специалисту. А молодой специалист обязан отработать два-три года на подготовленном для него рабочем месте. Проведённые в 29 регионах пилотные проекты доказали эффективность этого подхода», — рассказала Скворцова. Принято также решение о продлении программы «Сельский доктор», обеспечивающей подъёмные для молодых специалистов, работающих на селе, в размере 1 млн рублей. При этом программа будет распространена и на рабочие посёлки.
Большие надежды возлагаются и на будущую информационную систему – федеральный регистр, содержащий информацию об уровне квалификации и компетенции, возрастном и гендерном составе медицинских работников для каждого региона.
«Система должна позволить проводить мониторинг и прогнозировать потребность в специалистах в различных регионах и соответственно планировать их подготовку и меры, направленные на устранение кадрового дисбаланса между поликлиниками и стационарами, между городом и сельской местностью», — заявил глава правительства. По его словам, на основе такого анализа и должны формироваться региональные программы, предусматривающие «гибкие и адресные меры соцподдержки медработников и молодых специалистов, прежде всего по наиболее дефицитным специальностям».
О региональном опыте привлечения медицинских кадров рассказал губернатор Белгородской области Евгений Савченко, отметивший высокую эффективность программы обеспечения медиков жильем. Исходя из этого опыта, чиновник выступил и с неожиданным предложением.
По его мнению, в федеральный регистр медработников стоило бы добавить и некий «черный список».
«Я имею в виду тех работников, которые дискредитировали себя, и эта информация должна быть отражена в регистре и доступна работодателям, особенно если это касается переезда работника из одного региона в другой», — пояснил Савченко.
От лица профессионального сообщества на заседании выступил член Экспертного совета при правительстве Леонид Маломед. По его словам, качество работы врача «должно быть доказательным». «Экспертное сообщество просило обратить большее внимание на качество – то, что сегодня часто называется ключевыми показателями эффективности: то есть на элементы доказательства того, что и квалификация медицинских работников растёт, и мотивация их растёт, и люди, которые вообще работают в отрасли, более профессионально готовы к осуществлению своей деятельности».
Полномочия по оценке профессиональной квалификации медработников, по мнению Маломеда, должны быть переданы профильным саморегулируемым организациям. «В ряде зарубежных стран, которые достигают высоких результатов качества, роль саморегулируемых организаций врачей намного выше, чем сегодня в России, — заявил он. — Имело бы смысл постараться этот позитивный опыт учесть».
Между тем, медикам в регионах сейчас не до саморегулирования. Так, вторую неделю в Ижевске проходит «итальянская забастовка» врачей детских поликлиник.
Акция инициирована Межрегиональным профсоюзом работников здравоохранения «Действие», «как метод борьбы с сверхэксплуатацией, приводящей к резкому снижению качества оказания медицинской помощи», а также с грубейшими нарушениями требований охраны труда и снижением без того копеечных зарплат благодаря введенной системе штрафов». Впрочем, забастовка не совсем «итальянская». Одиннадцать педиатров стали работать, как это положено по законодательству: принимая нормативное количество пациентов и тратя на каждого не менее 15 минут (а не по 50 человек по 3 минуты). Рабочий день при этом продолжается не более 8 часов, а не 12, как до акции.
«Если государство хочет иметь здоровых детей, то нужно не только вводить сдачу ГТО и обязательные уроки физкультуры, но и создать условия для лечения детей», — считает председатель Совета Конфедерации труда России Игорь Павлов. По его словам, если власти страны не обеспечат достойной оплаты труда в здравоохранении, в России не будет грамотных детских врачей и здорового подрастающего поколения.
По мнению президента Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, члена Национальной медицинской палаты Алексея Старченко, такие забастовки будут возникать все чаще и не прекратятся до тех пор, пока государство не перестанет «умалять» труд врача (интеллектуальный и мануальный одновременно). «Если Россия – страна с рыночной экономикой, то должны быть рыночные условия и для работников здравоохранения: пролечил 100 больных – получи за 100, пролечил 200 – за 200, — говорит эксперт. – А оттого будет у нас очередной реестр или нет, ничего не изменится. Он только отвлечет на себя силы и средства. Люди не идут работать в ЦРБ потому, что нет зарплаты, а не реестра». Как напомнил эксперт, в России уже есть полный реестр врачей, имеющих право выписывать льготные рецепты – он создавался одновременно с введением ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение), и его вполне можно было бы использовать и в других целях.
Кроме того, по мнению Старченко, оценивая дефицит кадров в отрасли, власти должны говорить именно о нехватке людей, а не о свободных ставках.
«Закрытые» ставки в статистику не попадают. «Если одно физическое лицо работает на две ставки, надо честно признавать пятидесятипроцентный дефицит врачей. Потому, что качественно работать на две-три ставки невозможно», — считает эксперт.