Церковь в Нелидово одна на весь 20-тысячный город. Но, несмотря на это, на утреннюю пятничную службу едва набирается десять прихожан. Местные священники говорят, что так происходит только в будни, а по воскресеньям и на праздники буквально яблоку негде упасть. Миловидная женщина-сторож открывает церковь около семи утра, ближе к восьми начинают подтягиваться немногочисленные прихожане и священники. К началу службы, впрочем, в церковь приходят лишь два священника. Спустя еще полчаса приходит местная достопримечательность и герой публикаций в местной и столичной прессе отец Сергий Акимов.
Он священник-боксер. Чтобы рассказать, как он сочетает несочетаемые, казалось бы, вещи — служит в церкви и бьет соперников на ринге, отец Сергий предлагает «пройти в кабинет».
Стены так называемого кабинета рядом с алтарем увешаны иконами, а на самом видном месте красуется большой портрет патриарха Алексия II — на фотографию нового предстоятеля РПЦ старую поменять еще не успели.
Священник Сергий Акимов, кареглазый широкоплечий мужчина, но в священническом облачении его мускулы не сильно выделяются, и на первый взгляд священником его не назовешь. Акимов серьезен и даже немного угрюм; пока отвечает на вопросы, непрерывно вертит в руках карандаш. В церковь он пришел скорее случайно. В детстве верил, как он сам выражается, по-детски, а потом стал очень суеверным. В какой-то момент суеверия так прочно вошли в его жизнь, что он решил, что если не верить вообще ни во что, жить будет значительно легче. Прошло время, в гостях у друзей за чаем разговорился со священником — есть ли Бог. Проговорили до трех утра, а вскоре Акимов сам пришел в церковь — сначала в качестве чтеца, потом стал дьяконом, потом священником.
До того как отец Сергий связал свою жизнь с РПЦ, он несколько лет активно занимался боями без правил.
Родители часто переезжали с места на место, и в учебе будущему священнослужителю успехов добиться не удавалось. Так что Акимов сделал ставку на спорт и еще подростком начал сам, без посторонней помощи, активно им заниматься. Тренировался в подвалах, к нему тянулись такие же подростки, как он сам: «Народу, бывало, собиралось так много, что даже пол в подвале был мокрый от пота».
Когда Акимов пришел в церковь, то всерьез думал со спортом завязать и заняться исключительно духовным совершенствованием. Впрочем, настоятель его убедил спорт не бросать, но и на продолжение тренировок не благословил. «Сказал, что это не полезно, мол. Детей тренируй, а сам не выступай. Так и договорились. Настоятель сам по себе неспортивный, и ему, как некоторым людям, некоторые вещи кажутся неполезными», — беззлобно вспоминает Акимов.
Несколько лет отец Сергий занимался с детьми рукопашным боем, возил их на соревнования. Воспитанники священника занимали первые места, но сам он в боях не участвовал. Переломным стал 2007 год. «Мы поехали на бокс в Тверь, я сам, без благословения настоятеля, решил взвеситься, принял участие в поединке и выиграл. У меня не было практики, но были постоянные тренировки», — говорит Акимов. Впрочем, неожиданный исход поединка вызвал скорее обиду, нежели радость победы: «Когда выиграл, чувствовал упущенное время. Я помню, какая форма была в молодости, когда я рвался бороться, так что мне было обидно. Та скорость, та реакция, та мощь, что были, несопоставимы с тем, что есть сейчас».
На вопросе о том, как агрессивный вид спорта, а именно бокс, может быть связан с христианством, отец Сергий заметно оживляется, бросает на стол карандаш и начинает вдохновенную проповедь в пользу бокса. «Вы тоже, как многие чайники, не понимаете суть бокса — думаете, что это мордобой и поэтому не по-христиански. Но это не так. Если ты начинаешь выходить в боксе на эмоции, злость, агрессию и страсти человеческие, ты начинаешь проигрывать.
Боксер должен быть хладнокровным. Он должен продумывать комбинации, смотреть за передвижением, как он находится в ринге, у него картина должна быть нарисована, как он будет вести себя в бою, — эмоционально объясняет священник. — Если ты будешь выходить на гнев, раздражение, спортивную злость, ты начнешь проигрывать, опускать руки».
Для пущей убедительности церковник начинает активно жестикулировать, демонстрируя, как могут опуститься руки и как этим может воспользоваться соперник. Для Акимова бокс — это не выбитые зубы, сломанный нос и залитое кровью лицо, не деньги, которые он получает за каждый раунд, и не тщеславие. «Я вижу в боксе искусство, умение думать, делать красивые комбинации, уходить от ударов, маневрировать. Это тот вид спорта, где надо грамотно включать голову и не уходить на страсти. Когда я бьюсь, у меня нет агрессии, есть чистая задумка. Это фактически игра двух умов и двух сил. Если два бойца сильны одинаково, выиграет тот, кто умнее и хитрее, а не тот, кто злее», — говорит священник.
После окончания службы Акимов собирается домой – готовиться к экзаменам (с некоторых пор все священники обязаны получить специальное образование) и к предстоящим занятиям в секции по боксу в школе, но, прежде чем распрощаться до вечера, он подходит ко мне и заговорщицки подмигивает: «Вообще-то у нас все священники интересные».
После недолгих расспросов оказывается, что в приходе еще служит священник-стоматолог, священник-марафонец и дьякон, который поет и играет православный deathcore («Как-то это так называется, хардкор, что ли?» — объясняет Акимов), а заведует четверкой «супергероев» настоятель — выпускник МГИМО, кандидат исторических наук, который пишет диссертацию по Третьему рейху.
Марафонец, священник Сергий Новиков, известный тем, что участвовал в суточном забеге и забеге на 100 км, проявил свою спортивную сущность, убежав раньше, чем я успела с ним поговорить, а стоматолог и певец любезно пригласили пообщаться в стоматологическом кабинете и на репетиции соответственно.
Священник Сергий Малышев — юркий высокий мужчина с короткой стрижкой и чемоданчиком. Он передвигается бегом, как будто все время куда-то опаздывает, непрерывно улыбается, шутит и очень быстро говорит. Если бы не подрясник, его можно было бы легко принять за университетского преподавателя. Утром Малышев служит в церкви, а вечером лечит зубы. Пока отец Сергий ставит пломбу очередной пациентке, словоохотливая медсестра рассказывает, что в клинике к нему обращаются по имени-отчеству — не все клиенты знают, что им лечит зубы священник, а «лишний раз об этом распространяться нет нужды». По ее словам, все к этому относятся по-разному. «Работа здесь — это поддержка штанов, — рассказывает священник. — Хотя я бы, наверное, не смог окончательно уйти из стоматологии — я с 1989 года работаю и, как ни странно, получаю удовольствие».
Священник Малышев, придя в церковь, подумывал бросить стоматологию, но настоятель его отговорил, как и боксера Акимова. Несмотря на то что в клинике не акцентируют внимание на том, что зубы в числе прочих врачей лечит священник, служба церкви и стоматология пересекаются.
«Вот с людьми общаешься, они спрашивают: «Батюшка, можно прийти поговорить?» Я говорю, приходите в церковь с утра. А они: «С утра я на работе». Я говорю: «Ну приходите на работу вечером», — рассказывает священник. «Тут вообще самые внимательные слушатели бывают, слушают, широко раскрыв рот. На проповеди такого не добьешься», — шутит Малышев.
Вокруг священника-врача образовалась своя стоматологическая паства — медсестры и другие врачи обращаются к нему за советом, ездят в церковь на службы и с некоторых пор даже стали поститься.
Дьякон Александр Колосов — самый молодой в приходе — в свободное время пишет музыку, сочиняет тексты и поет. Внешность Колосова вполне соответствует виду среднестатистического священнослужителя — чуть полноватый, с хвостиком и бородой. И только выбритые виски выдают в нем бунтарский дух. Играть на гитаре научился сам еще подростком, а потом нашел единомышленников и создал группу под названием Sihem (по названию одного из городов Земли обетованной). Разобрать слова в гроуле церковника практически невозможно. Спустившись со сцены школьного актового зала, где репетирует группа, Колосов объясняет, что их музыка православная. «В основу текстов одного из альбомов легла история о падении человека на самое дно и его твердом решении переродиться в новое чистое существо, — говорит дьякон, и, чуть подумав, добавляет: — С Божьей помощью, естественно».
В группе в социальной сети «ВКонтакте» у Sihem количество подписчиков за 1200, а церковник со своей командой ездит с концертами на Украину, в Белоруссию и по российским городам. «Как-то выступали здесь, в Нелидово, так нам сразу начали кричать, что, мол, мы сатанисты, а в Твери, Москве и других городах нас, наоборот, очень хорошо принимают», — утверждает дьякон.
Пока гроулинг дьякона гулким эхом раздается в зале, этажом ниже собираются начинающие боксеры на тренировку отца Сергия Акимова.
Раньше Акимов вел две группы. В одной занимались малыши с детского сада по пятый класс, в другой — ребята постарше. Теперь маленьких взял под свое крыло бывший ученик Акимова, а сам священник занимается только со старшими. Посещение бокса бесплатное. Священник приходит, когда все уже в сборе.
Как только он заходит в спортзал, к нему подбегает толпа мальчишек — просить благословения. Потом все они встают в круг, крестятся, кланяются и начинают разминку.
Все движения четко отработаны, священник серьезен. Из-за того что он не произносит практически ни слова за всю тренировку, кажется, что он занимается больше для других, чем для себя. Впрочем, судя по всему, воспитанникам его наставления тоже уже не нужны: они смотрят, какой удар отрабатывает Акимов с партнером и повторяют все в точности. Перед тем как встать в спарринг со священником, 23-летний Евгений просит: «Только сильно не бейте, мне завтра на день рождения идти».
После тренировки священник рассказывает, что сначала настоятель хотел, чтобы те, кто приходит на секцию, обязательно ходили в храм. «Тогда половину распугали, они думали, как будто их в секту затягивают. Потом мы отказались от этого, решили, что главная задача — чтобы люди приобщались к полезному делу, не шлындали по улице, не собирались в подвалах, не курили, не пили — и это уже будет полезно», — говорит отец Сергий Акимов.
Несмотря на отсутствие явной духовной составляющей в тренировках, священник-боксер стал примером для подражания. По его словам, некоторые ученики уже и бокс бросили, но в храм еще заходят. А есть и такие, как дьякон-металлист Колосов: сначала ходил в секцию, потом спорт бросил, но пошел в семинарию.
За несколько лет тренировок отец Сергий Акимов умудрился выполнить нормативы на кандидата в мастера спорта и мастера спорта. Он по-прежнему тренируется в основном самостоятельно, во время и после занятий с детьми, и надеется, что вот-вот наберет нужную форму и пойдут безоговорочные победы. Поражения священника не расстраивают: «Зная ценности в этой жизни, я все воспринимаю как надо, вырабатывается иммунитет, уже не ставишь себе цели, как в детстве, — тут как Бог даст».