Следователь Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) отозвал свое ходатайство из Савеловского районного суда Москвы, который в четверг должен был рассмотреть вопрос о продлении ареста для 25-летней Маргарите Чарыковой. Девушка-инвалид с редким заболеванием — врожденным отсутствием прямой кишки — уже четвертый месяц находится в СИЗО № 6 по обвинению в хранении наркотиков. Ранее правозащитники требовали освободить Чарыкову, которая, по словам ее матери, в условиях изоляции «гниет заживо».
«Следователь отозвал ходатайство, так как закончились все необходимые следственные действия. Чарыковой предъявлено обвинение в окончательной редакции, в связи с чем необходимость в содержании ее под стражей отпала», — заявила «Газете.Ru» представитель управления ФСКН по Москве Анастасия Дояркина.
Для адвоката Чарыковой Светланы Сидоркиной, представляющую правозащитную ассоциацию «Агора», решение следователя 3-го отдела УФСКН Москвы Вячеслава Сагитова отозвать ходатайство стало неожиданностью. Еще накануне следствие намеревалось продлить срок содержания под стражей.
«Когда я его спросила, почему он изменил свое решение, он сказал, что это указание сверху», — уточнила Сидоркина.
«Следователь пригласил меня 5 апреля на следственные действия, — уточнила Сидоркина. — У нас остались только предъявление окончательного обвинения и ознакомление с материалами дела». Сидоркина считает, что решение следователя вызвано реакцией Европейского суда по правам человека, который ранее в срочном порядке затребовал у российских властей информацию о состоянии здоровья и лечении Чарыковой в СИЗО.
Уже 1 апреля, по словам Сидоркиной, следователя Сагитова вызвали, по всей видимости, в центральный аппарат ФСКН — из-за этого он даже отменил запланированную в этот день процедуру предъявления окончательного обвинения. «Следователь фактически ничего не предпринимал все это время по состоянию здоровья Маргариты. Лишь однажды он истребовал из СИЗО справку о возможности нахождения Чарыковой в следственном изоляторе. И получил ответ, что раз ее крайне редкого заболевания нет в специальном перечне, значит, она якобы может содержаться в СИЗО», — объяснила Сидоркина. При этом, по данным правозащитников «Агоры», ни у одного СИЗО Москвы нет лицензии на осуществление медицинской деятельности в области колопроктологии, как ни в одном изоляторе нет в штате проктолога.
Мать заключенной Эрика Каминская ранее обратилась с письмом в администрацию президента.
Она написала, что ее дочь еще 11 декабря задержали сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, изъяв 20 г аптечного препарата «Пирацетам» с примесью амфетамина (психотропного стимулятора кустарного производства). По словам матери, Чарыкова употребляла препарат в качестве обезболивающего, поскольку с рождения после многочисленных операций ее преследуют сильные боли. Несмотря на тяжелый диагноз и большое количество перенесенных операций, ее дочь всегда старалась вести «нормальный образ жизни». Как писала Каминская, ее дочь работала с подросткового возраста, старалась самостоятельно покрывать расходы на жизнь, лечение и аренду жилья, вела активную жизнь и, чтобы не вызывать жалости к себе, скрывала от окружающих состояние своего здоровья.
Несмотря на объяснения со стороны матери и самой Чарыковой, на следующий день после задержания девушке-инвалиду предъявили обвинение в «приготовлении к сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупном размере» (ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК). По ходатайству следствия суд постановил заключить Чарыкову под стражу, в тот же день она была помещена в СИЗО «Печатники». За время пребывания в изоляторе состояние здоровья Чарыковой резко ухудшилось. По словам матери, необходимая медицинская помощь не оказывалась, не проводилось даже «элементарных очистительных процедур». Возможности соблюдать диету в условиях СИЗО Чарыкова была лишена.
К февралю у Чарыковой, помещенной в камеру вместе с другими 16 заключенными, наблюдались отеки (она прибавила в весе 10 килограммов), были признаки сильной интоксикации.
В таком состоянии больная была доставлена в тюремную больницу СИЗО № 1 «Матросская Тишина». Сейчас мать добивается срочного медицинского освидетельствования Чарыковой для установления у нее тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей. Документы, подтверждающие диагноз Чарыковой, многочисленные перенесенные ею проктологические операции с осложнениями и инвалидность требуют восстановления по месту регистрации — в Новосибирске. Пока у родственников есть только ксерокопии оставшихся медицинских документов (заключение заведующей поликлиническим отделением Государственного научного центра колопроктологии), выданных по запросу суда и подшитых к делу.
Еще 22 марта, после широкого освещения ситуации в СМИ, руководство московского СИЗО № 6 обратилось к властям с предложением перевести заключенную Маргариту Чарыкову для обследования в гражданскую больницу.
Срок содержания под стражей Чарыковой истекает 12 апреля, но у ее защитника все еще нет уверенности, что девушку освободят. «Следователь ждет дальнейших указаний», — уточнила Сидоркина. Кроме того, она напомнила, что по предъявленным обвинениям предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы.