В Калининградской области суд поставил точку в громком деле о пытках полицейскими 26-летнего жителя города Черняховска Артура Дупужа. Всего на скамье подсудимых оказались пятеро сотрудников отдела полиции Черняховского района. В декабре 2012 года был осужден первый участник преступной группы — начальник уголовного розыска Виталий Штал, который заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве и поэтому «отделался» двумя годами лишения свободы.
Во вторник же Черняховский райсуд Калининградской области вынес приговор остальным бывшим правоохранителям.
К трем годам и двум месяцем лишения свободы был приговорен оперативник Владимир Праведников, а его коллеги Дмитрий Витохин и Александр Касимовский, а также начальник отделения участковых уполномоченных Алексей Куракин получили условные сроки — по три года каждый.
История с задержанием Артура Дупужа в Калининградской области получила огромный общественный резонанс. Всё началось с серии угонов автомобилей в Черняховске, которые затем возвращались владельцам за «откат». 6 апреля 2012 года сыщикам удалось случайно обнаружить одну из таких угнанных машин, но полицейские по договоренности с автовладельцем решили использовать иномарку в качестве живца, устроив засаду. Через некоторое время в машину сели двое молодых людей, одного из которых узнал оперативник Витохин. Это, по его словам, был Артур Дупуж, который находился в оперативной разработке как раз по подозрению в автоугонах. Брат Дупужа уже отбывал наказание за аналогичное преступление. Однако задержать предполагаемых преступников полицейским не удалось, поскольку автомобиль BMW скрылся со двора, едва не сбив оперативника.
Полицейские, ошеломленные наглостью предполагаемых угонщиков, вышли на Артура уже через несколько часов. И, как считает следствие, отвели душу.
Дупужа отвезли к озеру в безлюдное место, надели наручники за спину, и начали избивать. Позже экспертиза зафиксировала не менее 19 ударов в область головы, туловища и ног. После таких «прелюдий» начался допрос, при этом начальник угрозыска Виталий Штал, по данным следствия, надел на голову потерпевшему полиэтиленовый пакет, предварительно вытряхнув из него привезенное пиво. Уже на суде майор Штал честно признался, что приехал к озеру выпившим, привезя с собой еще несколько бутылок со спиртным. От Дупужа требовали признаться в соучастии в преступлении, однако молодой человек отрицал свою причастность (она так и не доказана). Тогда один из полицейских в качестве устрашения предложил привязать к наручникам трос с камнем и утопить в озере.
Артуру удалось сбежать, выпрыгнув из полицейского уазика во время движения. Молодой человек оторвался от погони, вначале забежал в пятиэтажку, а затем через крышу залез на балкон к местной пенсионерке. Отец Дупужа, как только встретился с сыном, сразу же повез его в Следственный комитет в Калининград.
Комитетчики отнеслись к сообщению о пытках серьезно, тем более тогда на слуху было другое громкое дело – о замученном полицейскими Казани местном жителе Сергее Назарове. На следующий день следователи совместно с ФСБ в Черняховске задержали всех участников экзекуции на озере. Вскоре на следователей начали оказывать давление некие люди, представлявшиеся полицейскими: анонимы позвонили сотруднице СКР с требованием убрать с официального сайта регионального управления СК новость о пытках со стороны черняховских полицейских, иначе «уберут ее саму».
«В ходе расследования уголовного дела следствие столкнулось с неоднократными попытками давления со стороны отдельных представителей общественности и депутатов, которые высказывали мнение о провокации в отношении «честных ментов» и т. д. Один из обвиняемых удостоился горячей поддержки общественности благодаря тому, что нес службу в Чечне (речь идет о Виталии Штале. — «Газета.Ru»). Сам он, даже находясь в СИЗО, пытался руководить соучастниками, пересылая им записки с указаниями о необходимости дачи тех или иных показаний», — сообщила «Газете.Ru» старший помощник регионального управления СКР Марианна Андрюшина.
Впрочем, руководство регионального управления МВД сразу открестилось от «оборотней в погонах». Начальник калининградского главка генерал-лейтенант полиции Евгений Мартынов заявил, что «складывается впечатление, что ряд наших сотрудников полностью изолирован от информации, которой наполнены буквально все СМИ», имея в виду казанское дело. «В результате мы имеем сломанные судьбы наших коллег, непоправимый моральный урон, нанесенный их семьям и близким, и, самое главное, подрыв авторитета деятельности всей калининградской полиции», — сказал генерал Мартынов.
Во время процесса подсудимые, по всей видимости, не выработали общую тактику защиты, сваливая вину друг на друга. В частности, начальник участковых и бывший самбист Куракин заявил, что в основном бил Штал, а если бы он ударил щуплого Дупужа, то от него бы мокрого места не осталось. «Кого там бить-то?!» — выразился Куракин.
Оперативники также высказали претензии своему начальнику, который вызвал всех к озеру по тревоге, а оперативники посчитали, что перед ними уже доказанный преступник. Сам же Виталий Штал, полностью сознавшись в инкриминируемом ему преступлении (его, как и остальных полицейских, обвиняли в превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств), обеспечил себе предельно мягкий приговор — 2 года лишения свободы.