В четверг Псковский областной суд рассмотрел исковое заявление прокуратуры Псковской области и регионального управления социальной защиты населения к американским гражданам Алану и Лоре Шатто об отмене усыновления ими двухлетнего Кирилла Кузьмина, младшего брата погибшего в США трехлетнего Максима Кузьмина.
В сентябре 2012 года граждане США Алан и Лора Шатто усыновили обоих мальчиков. 18 февраля стало известно о смерти Максима. Приемная мать ребенка Лора Шатто рассказала, что 21 января он играл с младшим братом в саду. Она отлучилась на пару минут, а когда вернулась, нашла Макса — такое имя он получил в Штатах — без сознания. Спустя несколько часов мальчик скончался в больнице. Полиция Техаса начала расследование, но 19 марта закрыла дело, так как не нашла доказательств для продолжения уголовного преследования приемных родителей. Судмедэксперты пришли к выводу, что смерть связана с несчастным случаем.
21 февраля прокуратура Псковской области на фоне всеобщего недовольства позицией американских властей обратилась в Псковский областной суд с иском к супругам Шатто об отмене усыновления Кирилла Кузьмина.
«По имеющимся сведениям, нахождение Кирилла в семье усыновителей может угрожать его жизни и здоровью, его старший брат Максим Кузьмин погиб в США, — отмечала тогда прокуратура. — В исковом заявлении прокуратуры указано о необходимости отменить усыновление малыша, восстановить первоначальные сведения о его фамилии, имени и отчестве (в американской семье его назвали Кристофером Шатто. — «Газета.Ru»), месте рождения и родителях в записи акта о рождении». Ведомство предлагает передать ребенка органам опеки и попечительства, которые должны вернуть его родной матери либо устроить в другую российскую семью.
Через четыре дня, 25 февраля, суд указал на отсутствие доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается прокуратура.
Для предоставления таковых суд дал прокурорам месяц (который истекал 25 марта). В последний день прокуратура направила по почте в суд свои доказательства — материалы собственной проверки и постановление о возбуждении уголовного дела управлением Следственного комитета России по Псковской области по ч. 1 ст. 293 УК (халатность). По мнению правоохранителей, социальные службы не предоставили суду, который рассматривал вопрос об усыновлении детей, полную информацию об их биологических родственниках. По словам следователей, здоровьем и развитием братьев Кузьминых интересовалась бабушка по линии отца, которая «рассматривала возможность посещения их в детском учреждении».
Рассмотрев дополнительные доказательства, суд счел их недостаточными: они не подтверждают жесткого обращения граждан США с приемными детьми.
«Суд вынес определение о возвращении исковых заявлений в связи с неисполнением истцами определения Псковского областного суда от 25 февраля 2013 года об устранении недостатков исковых заявлений, — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь суда Юлия Пронь. — Документы, представленные в суд прокуратурой, не могут быть приняты судом в качестве исправления недостатков искового заявления, поскольку не подтверждают жестокого обращения Лауры Шатто по отношению к усыновленному Максиму Кузьмину и бездействия Алана Шатто».
В пресс-службе прокуратуры Псковской области не смогли ответить, будут ли они обжаловать решение суда.