Родители учеников средней школы № 391 в Санкт-Петербурге пытаются добиться объяснений от силовиков, которые в конце прошлой недели нагрянули в учебное заведение искать наркотики. В школу на Красносельском шоссе, 34, 22 марта приехали сотрудники нескольких ведомств: прокуратуры, госнаркоконтроля, полиции и районной администрации. Силовиков сопровождали служебные собаки.
Проверяющие осмотрели 10 классов, туалеты, гардеробные комнаты, расположенные в трехэтажном здании школы. В туалете на первом этаже служебная собака нашла 0,14 граммов гашиша. В уборной на третьем этаже обнаружили пластмассовую бутылку с остатками наркотического вещества — тетрагидроканнабинола — на внутренних стенках.
«Также в образовательном учреждении были выборочно проверены учащиеся лицея на предмет употребления наркотических веществ с применением служебной собаки, в ходе проверки трое учащихся были направлены на медицинское освидетельствование», —говорится на официальном сайте прокуратуры Петербурга.
Проверка и обыск детей вызвали негодование родителей. «Несовершеннолетних учеников 10-го класса, примерных школьников, которые ведут здоровый образ жизни, не курят, не пьют, вывели из класса для досмотра их личных вещей, — утверждают Вадим и Татьяна Насоновы, родители одного из учеников школы № 391. — Протокол не составлялся, понятые не присутствовали, копия протокола никому не выдавалась. На детей стали сыпаться обвинения, оказываться психологическое давление, их спрашивали «Сознавайтесь, что курили?».
Вадим Насонов считает, что прокуратура нарушила федеральный закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ ».
«Несовершеннолетние имеют право на отказ от добровольного согласия на медицинское вмешательство. Такого права им никто не предоставил, — сказал он «Газете.Ru». — Напротив, в грубой форме, путем давления, их принудили написать и подписать согласие на проведение медицинских манипуляций: осмотр, сдача анализов мочи и т. д.
Относились как к прожженным наркоманам. Представьте, какой стресс для детей присутствие 15 незнакомых взрослых, да еще враждебно настроенных!»
По словам отца, учителя и родители при досмотре не присутствовали. Результаты анализов учеников, заподозренных прокуратурой, пока не готовы. После проверки представители власти якобы приходили в школу и пытались получить негативные характеристики на ребят, но педагоги им отказали, заявив, что напишут правду.
«Это мерзость — обвинить несовершеннолетних детей в том, чего они не совершали, а также директора школы, добросовестного педагога, — считает родитель. — Обвинить на основании того, что их собачка подбежала к рюкзачкам детей и проявила вялый интерес? Вы что, хотите жизнь и будущее поломать невинным детям ради своих каких-то амбиций или планов по раскрытию «преступлений»? Мы своего ребенка знаем и верим ему».
По итогам проверки прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга внес представление в адрес директора средней общеобразовательной школы № 391 Татьяны Гапотченко.
В самой школе наотрез отказались от официальных комментариев. «Комментарии может дать только директор Татьяна Олеговна Гапотченко, а она будет только во вторник. Я вам ничего не буду говорить, и никто кроме нее не сможет прокомментировать», — по номеру директорского телефона заявила «Газете.Ru» некая женщина. Представиться она отказалась.
На условиях анонимности учителя говорят, что не верят прокуратуре. «Это точно не самые худшие дети, употреблять наркотики они не могли, это какая-то ошибка», — заявил «Газете.Ru» один из педагогов. В прокуратуре Петербурга заявили, что готовы предоставить информации только по официальному письменному запросу.
Источник «Газеты.Ru» в Генпрокуратуре РФ заявил, что не видит причины для скандала.
«Прокуратура осуществляет подобный надзор в российских школах в рамках законов «Об образовании», «Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних», «О наркотических средствах», — рассказал собеседник, — Старшеклассники согласие на медосмотр дают сами. Если родители школьников считают, что при проверке были допущены нарушения, они имеют право обжаловать действия районной прокуратуры в суде. То, что в туалетах нашли наркотики, свидетельствует о том, что в школе все-таки их употребляют. Родители не думают же, что в школу их подбросили. Поэтому я считаю, что жесткость проверки, если она и была, оправдана, но именно жесткость, а не беззаконие».
Федеральные власти до сих пор законодательно не определились с тестированием школьников на употребление наркотических средств.
Первым о необходимости тестирования школьников на наркотики три года назад объявил Госнаркоконтроль, включивший обязательное тестирование в госстратегию по борьбе с наркотиками в 2010 году. Правда, тогда так и не было решено, кто, как и на какие деньги будет этим заниматься. В апреле 2011 тогда еще президент Дмитрий Медведев на Госсовете, посвященном проблемам наркомании среди населения страны, поручил чиновникам разработать поправки в законодательство, вводящие тестирование на наркотики в школах, вузах и при приеме на работу. Идею поддержали главный санитарный врач России Геннадий Онищенко и уполномоченный по правам ребенка при президенте Павел Астахов. Против обязательного тестирования выступили тогдашние главы Минздрава и Минобрнауки, которых более всего обеспокоила стоимость этой процедуры.
В январе 2013 года Госдума в первом чтении приняла федеральный законопроект о тестировании школьников на употребление наркотических веществ. Законопроектом предусмотрено, что тестирование подростков, если им не исполнилось 15 лет, будет проводиться с согласия родителей. Подростки старше 15 лет согласие будут давать самостоятельно. Согласно этому документу, раннее выявление потребления наркотиков и психотропных веществ включает в себя социально-психологическое тестирование учащихся, проведение которого вменяется в обязанность учебным заведениям, а также проведение профилактических медосмотров. Порядок психологического обследования будет определять Минобрнауки, а медицинского — Минздрав по согласованию с Минобрнауки. Сейчас законопроект на доработке.
При этом местные власти спешат принять свои законы, поскольку, по их мнению, принятие федерального может затянуться на неопределенное время. Так, в феврале 2013 года Мосгордума приняла в окончательном чтении закон о добровольном тестировании школьников и студентов.