Почти 400 заключенных колонии строгого режима № 6 на Камчатке объявили голодовку, требуя прекратить произвол осужденных-активистов в отношении остальных зэков, а также соблюдать санитарные нормы по питанию осужденных и обеспечить медицинское обслуживание.
«От осужденных поступило 382 заявления на имя прокурора и начальника УФСИН России по Камчатскому краю об отказе от приема пищи. Основные требования осужденных: ослабить режим содержания, заменить пластиковую посуду установленного образца на личные столовые принадлежности», — сообщили в пресс-службе регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний. ИК-6, по данным ФСИН, рассчитана на 1272 человека. В настоящее время в ней отбывают наказание 875 человек, осужденных за тяжкие преступления.
По словам местного правозащитника Галины Никитиной, которая вместе с родственниками зэков следит за развитием событий, голодовка длится уже четвертые сутки. Сейчас возле учреждения дежурит спецназ, введения которого удалось избежать благодаря вниманию родственников и переговорам православного священника с руководством УФСИН.
Поводом для протеста заключенных, как утверждает Никитина, стало очередное избиение обычного осужденного со стороны активистов, близких к администрации колонии.
«Администрация набрала к себе в первый отряд насильников и педофилов, которых используют против нормальных ребят», — рассказала «Газете.Ru» Никитина.
Особенно, по ее словам, ситуация ухудшилась с приходом нового замначальника колонии по вопросам безопасности и оперативной работе Андрея Евстифеева. «Он вызвал парня из четвертого отряда Виталия Архипова, якобы для беседы. Когда тот стоял в коридоре возле кабинета, вдруг резко погас свет, на него налетели пять человек из первого отряда и избили, — рассказала Никитина. — Когда свет зажегся, из кабинета вышел Евстифеев и отправил избитого парня в штрафной изолятор».
Правозащитник считает, что действия Евстифеева спровоцировали драку, произошедшую между осужденными. Зэки из четвертого отряда пришли разбираться с активистами из первого, когда об избиении Архипова им рассказал освободившийся из ШИЗО заключенный.
Ранее на сайте Камчатского УФСИН сообщалось, что в субботу около 17.00 в колонии произошла драка между осужденными на почве неприязненных отношений, в ходе которой несколько человек получили легкие телесные повреждения. «Сотрудники учреждения на месте пресекли драку, изолировали осужденных по отрядам. Пострадавшие были осмотрены врачами учреждения и получили медицинскую помощь. Физическая сила и специальные средства к осужденным не применялись», — заверили в камчатском управлении ФСИН. Тем не менее после инцидента в ИК-6 прибыл начальник УФСИН полковник Николай Сангаджигоряев. «В целях недопущения и предотвращения незаконных действий осужденных был объявлен сбор личного состава управления и отдела специального назначения «Беркут», — заявили во ФСИН, подчеркнув, что личный состав, поднятый по тревоге, на территорию учреждения не выдвигался, так как со стороны осужденных противоправных действий не наблюдалось.
Никитина, в свою очередь, убеждена, что предотвратить вмешательство спецназа удалось из-за внимания родственников осужденных, которые забили тревогу, увидев возле колонии машины с бойцами спецназа. Более того, по информации родственников, с территории ИК-6 вывезли лояльных администрации заключенных, и спецназ готовился к избиению остальных.
Никитина рассказала, что объявившие в знак протеста голодовку зэки выдвинули требования вызвать «комиссию из Москвы» для разбирательства с произволом активистов и некачественным питанием. Кроме того, осужденные заявляют, что новый замначальника сократил локальные участки возле бараков до нескольких метров, ограниченных колючей проволокой. Зэков пугают, что, если произойдет обрушение ветхих бараков из-за участившихся подземных толчков, здания с зарешеченными окнами превратятся в «братские могилы». О питании заключенных правозащитник говорит, что, несмотря на наличие подсобного хозяйства, производящего сыр, творог, сметану и молоко, сами осужденные питаются «хуже скота». «За прошлый год 11 человек умерли здесь с одним и тем же диагнозом — сердечная недостаточность, — рассказывает Никитина. — Помощь не оказывается. Вот, заключенный Николай Гуздев, который еще в армии получил травму позвоночника, кричал на всю зону от боли, прося о помощи: у него развилась грыжа, начал расти горб. В областную больницу его отправили только после того, как его мать пообещала наложить на себя руки».
Создатель правозащитного проекта Gulagu.net Владимир Осечкин считает, что одной из причин обострения ситуации стало отсутствие Общественной наблюдательной комиссии в регионе. По его словам, Камчатка — один из трех регионов, где полностью отсутствует общественный контроль за местами лишения свободы. «Так как ОНК на Камчатке нет, мы планируем организовать визит в колонию представителей Совета по правам человека при президенте», — заявил Осечкин.
По словам Никитиной, для предотвращения кровопролития к начальнику УФСИН Сангаджигоряеву прибыл местный священник — отец Ярослав — которому полковник пообещал, что не допустит насилия.
Представитель камчатского управления ФСИН Татьяна Дубровина, в свою очередь, заявила «Газете.Ru», что в настоящее время на территории учреждения находится специальная комиссия, которая ведет служебную проверку.