В четверг суд Нью-Йорка освободил из-под стражи 58-летнего американца Дэвида Ранту, который 23 года провел в тюрьме Буффало строго режима по ложному обвинению в убийстве раввина в Бруклине. Накануне прокуратура неожиданно поддержала защиту осужденного, которая ходатайствовала по поводу его освобождения. Гособвинители заявили, что после повторного расследования дела «больше не имеют достаточных доказательств вины подсудимого».
«Сэр, вы свободны», — сказал судья после речи прокурора, улыбаясь обвиняемому.
Поседевший за годы, проведенные за решеткой, Ранта заплакал и принялся обнимать своих родственников. Зал взорвался аплодисментами. Поддержать подсудимого приехала его беременная дочь, которой было всего два года, когда он попал в тюрьму, сестры и друзья. Родители умерли, пока он был в заключении, пишет Associated Press.
«Я хочу попросить прощения за то, что вы пережили. Это наименьшее из того, что можно сказать, но все равно я вам это говорю», — сказал судья перед тем, как выпустить Ранту на свободу.
«Я ошеломлен, — сказал Ранта журналистам. — Я чувствую себя так, будто плаваю под водой». Он отметил, что с самого начала настаивал на своей невиновности.
Прокуратура, впрочем, не столь категорична в своих выводах. «Это хороший вопрос, — сказал прокурор Джон О'Мара, которого спросили, кто же на самом деле убил в 1990 году раввина. — Возможно, это был подсудимый, а возможно, и не он». Он отметил, что доказательств вины Ранты в этом преступлении уже недостаточно, чтобы можно было и дальше поддерживать обвинение в суде.
Инцидент произошел 8 февраля 1990 года, когда в бруклинском районе Вильямсбург вооруженный человек пытался ограбить курьера, перевозившего алмазы. После того как попытка не удалась, мужчина подошел к машине раввина Хаскеля Верцбергера — цадика сатмарских хасидов, пережившего холокост. Неизвестный выстрелил ему в лоб, вытащил труп из машины, затем сел на место убитого и уехал.
На похороны раввина приехали тысячи людей, а затем тогдашний мэр Нью-Йорка Дэвид Динкинс объявил вознаграждение в $10 тысяч за информацию, которая поможет в поимке преступника.
Когда Ранта был арестован, хасиды окружили автомобиль, доставивший его в тюрьму, и скандировали «Смертная казнь!».
Вещественных доказательств причастности безработного наркомана Дэвида Ранты к преступлению не было. Курьер, перевозивший алмазы, не опознал в нем налетчика. Но присяжные признали его виновным на основании косвенных доказательств и других свидетельских показаний.
Ранта был приговорен к 37 с половиной годам лишения свободы.
Дело получило новый оборот, когда в 2011 году свидетель Менахем Либерман заявил, что был не уверен, когда опознавал Ранту. Позже под присягой он признался, что детектив на очной ставке сказал ему, чтобы он выбрал «того, с большим носом». Другие свидетели обвинения теперь мертвы. В 1996 году некая Тереза Остин утверждала, что на самом деле убийцей был ее покойный муж, считавшийся соучастником ограбления. По ее словам, в день убийства муж пришел домой обезумевшим, в ванной комнате она нашла пистолет. Но через два месяца после убийства ее супруг погиб в автокатастрофе во время бегства от полиции. Также были обнаружены недостатки в документах. В частности, Ранта отрицал, что сознательно подписал признание в том, что помогал планировать ограбление. Он объяснил, что подписывал пустые бланки, думая, что это формы прошения о телефонном звонке.
Сообщение об освобождении Ранты шокировало родственников убитого раввина, сказал близкий друг семьи погибшего Исаак Авраам. Они по-прежнему убеждены в его виновности.