Московские власти рассказали, как решаются в городе транспортные проблемы, и поделились планами на будущее. В четверг на встрече, посвященной развитию транспортной системы города, на вопросы журналистов отвечал сам столичный градоначальник, его заместитель по транспортным вопросам, а также руководители «Метрополитена» и «Мосгортранса».
Выступавшие вновь обрисовали стоящие перед ними цели: пересадить на общественный транспорт максимальное число автомобилистов и снизить его перегрузку, сократить время, которое москвичи проводят в пути до работы, сделать электрички удобными, а такси — цивилизованным. Возможности есть, уверяют чиновники. По расчетам руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, в итоге реализации ряда инфраструктурных и интеллектуальных программ городской общественный транспорт сможет комфортно и безопасно перевозить на 40% больше пассажиров. А время, которое средний москвич затрачивает на дорогу от дома до работы, сократится до 50 минут.
МКЖД — «мегапроект для города»
Самая амбициозная транспортная задача мэрии — разгрузка метро с помощью Малого кольца железной дороги (МКЖД), названная Сергеем Собяниным «магапроектом для города». По его словам, «после стольких лет говорильни» о приспособлении МКЖД к пассажирскому движению началось строительство на его первых четырех участках. Денег на «второе метро» не жалеют, в нынешнем году на эти цели из городского бюджета выделяется 47 млрд рублей. «Это сложнейший проект, связанный не только со строительством колеи, — отметил мэр. — Предстоит поменять весь коридор, по которому проходит дорога, а это освобождение земельных участков, замена путепроводов, строительство мостов, переездов, электрификация МКЖД и его сочленение с другими видами городского транспорта». Пуск первой очереди пассажирского движения по МКЖД планируется до конца 2015 года.
Как обещают чиновники, интервал движения поездов будет таким же, как в метро. А к 2020 году поезда МКЖД будут ежедневно перевозить до миллиона пассажиров.
Принимает Москва участие и в развитии системы пригородного сообщения. Хотя эта инфраструктура и не имеет непосредственного отношения к городу, в мэрии пошли на финансирование 240 км новых путей по имеющимся у железной дороги коридорам в надежде остановить поток автотранспорта из области. По словам Ликсутова, в нынешнем году без ущерба обычным пригородным электричкам будет запущено четыре скоростных маршрута. А до 2015 года по мере создания необходимой инфраструктуры еще 25.
Под землей
Пока же единственным надежным способом передвижения по Москве остается метро. Правда, далеко не самым комфортным. И последние креативные инициативы чиновников из департамента транспорта вроде неработающего Wi-Fi и особенно актуальной в час пик «напольной навигации» этой проблемы не решают. Впрочем, в мэрии намерены развивать эти проекты.
Напольная разметка с указанием мест пересадок, выхода в город и входа в вагоны в этом году может появиться на Кольцевой линии, а в следующем — уже на всех станциях метрополитена. В течение месяца планируется объявить и новый конкурс для операторов Wi-Fi. До сих пор проект работал на Кольцевой линии метро в тестовом режиме. Но до конца года бесплатный интернет должен появиться во всех вагонах метро, для чего они даже будут оснащены промышленными роутерами.
Что до перегруженных малочисленных эскалаторов и узких переходов между старыми станциями метро, то, по словам начальника Московского метрополитена Ивана Беседина, перестроить их нереально.
Там, где это возможно, будут реконструированы входы в метро с увеличением эскалаторов. Практически не остается резервов и для снижения интервала движения составов. По словам Беседина, благодаря новой системе интервального регулирования поездов удалось увеличить число поездов лишь на Серпуховской линии, на других трех линиях этот эксперимент не удался. При этом сам руководитель метрополитена против дальнейшей интенсификации движения, поскольку «это путь рискованный». Поэтому единственный путь решения всех проблем подземки — разгрузить старые линии, создавая новые, в частности, третий пересадочный контур.
На земле
Перспективы наземного транспорта в мэрии видят в развитии выделенных полос и модернизации трамвайной сети, которая, как ожидается, утроит пассажиропоток.
Разрабатываемая концепция развития трамвая предусматривает наращивание его сети и замену подвижного состава на новый — бесшумный и экологичный. Первоочередной задачей является наведение порядка с действующими линиями. Кроме того, предстоит выяснить, насколько целесообразно их соединение между собой дополнительными ветками. «Если технико-экономическое обоснование этого проекта будет положительным, мы начинаем проектировать», — рассказал мэр, подчеркнув, что все проекты будут обсуждаться с жителями.
Предполагается, что трамваи будут ходить по расписанию с минимальными интервалами, а реконструкция инфраструктуры вблизи трамвайных путей позволит сократить интервал движения до минуты и даже дублировать на каких-то участках метро.
Еще одним «дублером метро» должны стать ночные автобусы.
«В техническом задании мы поставили условие при разработке новой системы городских маршрутов проанализировать пассажиропоток и посмотреть, насколько люди заинтересованы ездить после закрытия станций метро», — рассказал Ликсутов.
Главное препятствие — «зайцы»
Одним из главных препятствий на пути реализации планов мэрии остаются «зайцы», за бесплатный проезд которых расплачивается городской бюджет и другие пассажиры. Как рассказал Ликсутов, в планах усиление мер по борьбе с безбилетным проездом и использованием чужих социальных карт. В городе создано специальное подразделение, которое «закроет за 2 месяца все станции метро» людьми, которые будут отлавливать безбилетников, изымать карты и выписывать штрафы. По словам Ликсутова, на тех станциях, где уже появились сотрудники этого учреждения, эта работа показала свою эффективность.
А вот предложение вернуть кондукторов в наземный транспорт, чтобы освободить от продажи билетов водителя и не задерживать движение на каждой остановке, отклика не нашло. По мнению мэра, это скажется на стоимости проезда. «Мы можем в каждый автобус посадить еще по кассиру. Это означает удвоение числа работников Мосгортранса, это означает процентов на 30 увеличение тарифов. То же самое с кассирами на каждой остановке», — заявил он. По мнению Ликсутова, сократить время на продажу билетов водителями должно введение билетов на несколько поездок. Кроме того, в городе в этом году будет создано 25 тысяч точек продаж билетов на все виды общественного транспорта.
Альтернативный транспорт
Пока Москва не почувствует улучшения транспортной ситуации, власти не могут отказываться ни от одной из имеющихся в городе возможностей для этого, рассказали чиновники. В частности, продолжит работать монорельсовая дорога, многие годы демонстрировавшая свою убыточность и неэффективность. «Любая существующая транспортная инфраструктура важна. Без альтернативы монорельс будет работать. Люди привыкли к нему, есть определенные категории пассажиров, которые ездят на нем. Мы не собираемся его разрушать», — заявил Собянин. Кроме того, в мэрии готовы рассматривать предложения коммерческих структур о создании новых линий монорельсовой системы.
Обещают чиновники поощрять и альтернативный транспорт. Так, водителям электромобилей могут разрешить бесплатно парковаться на всей территории города.
Стимулировать велосипедистов планируется путем создания 100 специальных пунктов проката. «Мы будем внимательно отслеживать те результаты, которые будут по итогам этого сезона, чтобы в следующем году лучше развивать велосипедное движение», — рассказал Ликсутов. А вот речные пассажирские перевозки в мэрии всерьез не рассматривают. По словам Ликсутова, существовавшая в советские годы инфраструктура потеряна, и сейчас речные маршруты в Москве развиваются лишь как туристические.