Представитель константинопольского патриархата преподобный Досифей Ананьостопулос в понедельник объявил, что святейший архиепископ Константинополя нового Рима и вселенский патриарх Варфоломей I едет в Рим на церемонию интронизации папы римского Франциска. Такого не было с 1054 года, с Великого раскола христианской церкви на западную католическую и восточную православную.
Предпосылки великого раскола, или, как его еще называют, схизмы, назревали задолго до 1054 года. Но именно в июле того года они вылились в открытый разрыв, оформленный папским легатом Гумбертом и патриархом Михаилом Керуларием. Раскол был оформлен по всем правилам: с топтанием святых даров, обвинениями в ереси и преданием друг друга анафеме, которое было взаимно аннулировано лишь в 1965 году при папе Павле VI и патриархе Афинагоре I. Впрочем, эта отмена уже ни на что не влияла: в 1869—1870 годах Первый ватиканский собор успел еще раз навечно предать анафеме всех, кто отрицает верховенство и непогрешимость папы римского, и аннулировать это предание уже невозможно.
Визит патриарха Варфоломея на интронизацию папы — это «плод» набирающего обороты диалога между Римско-католической и православной церквами, говорят в Константинопольском патриархате.
Повлияли на это и усилия предшественника Франциска, отрекшегося от престола Бенедикта XVI, который провозглашал объединение всех христиан и преодоление последствий великого раскола одной из главных задач своего понтификата.
Визит патриарха Варфоломея в Рим символичен потому, что Великий раскол состоялся именно между Римом и Константинополем, а не каким-либо другим православным патриархатом. Константинопольский патриарх как правопреемник византийской православной церкви считается первым среди равных в сообществе православных церквей.
В Русской православной церкви, однако, не склонны драматизировать визит Варфоломея I на интронизацию папы, да и вообще подвергают сомнению его позицию «первого среди равных».
«Я бы не стал как-то очень эмоционально оценивать эту новость. Это далеко не первая встреча константинопольского патриарха с папой. Это торжественное событие, как и любая интронизация, — сказал «Газете.Ru» секретарь по межправославным отношениям отдела внешнецерковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь (Якимчук). — Я бы не стал на этом обстоятельстве строить какие-то там прогнозы, потому что нынешний уровень взаимоотношений константинопольской патриархии и Ватикана таков, что такое участие вполне выглядит естественным».
Представитель РПЦ призвал не забывать, что «каждая из поместных церквей самостоятельно будет определять свою линию в отношениях с римско-католической церковью», и в очередной раз отверг возможность того, что патриарх Московский и всея Руси в скором времени последует по стопам своего константинопольского коллеги в Ватикан.
«Насколько мне известно, позиция нашей церкви не поменялась и с избранием нового папы. Такая встреча (патриарха Московского и всея Руси и папы римского. — «Газета.Ru») возможна в том случае, если будут решены старые болезненные проблемы, которые в 90-е годы возникли.
Речь идет прежде всего о насильственных захватах православных храмов на Украине представителями греко-католической церкви», — говорит отец Игорь.
Он подчеркнул, что делегация, которая едет из Москвы на интронизацию папы Франциска, тоже достаточно высокого уровня, «представляет она намного большее количество верующих, чем представляет константинопольский патриархат». От России, напомним, на интронизацию отправилась делегация РПЦ во главе с председателем отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом, а также спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
С оценкой РПЦ не согласны некоторые религиоведы и представители католической церкви. Так, директор центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров в разговоре с «Газетой.Ru» оценил визит патриарха Константинопольского на церемонию интронизации папы как «очень существенное событие». «В символическом смысле этот визит очень важен. Конечно, раскол не будет преодолен, но, тем не менее, это существенно, учитывая оставшиеся враждебные страсти», — сказал он. Назвать конкретные возможные последствия исторической поездки константинопольского патриарха он затруднился.
«Понятно, что русская церковь будет представлена гораздо меньшим уровнем», — утверждает Шабуров.
«Здесь мы опять видим отличие в подходах московского патриархата и константинопольского, что проявляется уже очень давно. Это старый конфликт, который длится по крайней мере с XIX века, а может быть, и раньше, потому что на стороне Константинополя традиция, а на стороне РПЦ действительно большое количество верующих. Но традиция в православии тоже играет большую роль. Тут очень трудно сказать, чей вес больше: авторитет константинопольского патриарха очень значителен независимо от паствы, которая у него есть», — сказал эксперт. По его мнению, визит патриарха Константинопольского в Рим может усилить разногласия в мировом православии.
В католической церкви также оценивают визит Варфоломея I на интронизацию папы Франциска как «очень важное событие», но не ждут от него последствий в виде немедленного решения каких-то территориальных или имущественных споров.
«Прежде всего будет еще более интенсивно вестись богословский диалог. Кроме того православные церкви и церковь католическая будут выступать единым фронтом, более тесно взаимодействовать в защите евангельских ценностей в современном мире», — предположил в разговоре с «Газетой.Ru» генеральный секретарь конференции католических епископов России Игорь Ковалевский.