В четверг поздно вечером в петербургском аэропорту Пулково был задержан известный блогер, профессиональный фотограф и основатель благотворительного фонда «Нужна помощь» Дмитрий Алешковский (в сети он более известен как Митя Алешковский). Блогер прилетел в Петербург из Москвы, чтобы встретиться с местными активистами ЛГБТ-сообщества, а также с известным актером и писателем и открытым геем Стивеном Фраем. Сотрудники ЛОВД (линейного отдела внутренних дел на транспорте) Пулково заинтересовались им, когда он общался с представителем гей-портала, снимавшим Алешковского на фотокамеру. После спора о том, можно ли фотографировать в Пулково, сотрудники попросили блогера «пройти». Он поинтересовался — зачем, с какой целью. Сотрудникам это не понравилось.
В итоге в полицейском участке «гомофобного Пулково» оказались сам Алешковский, его друг и коллега Сергей Губанов, а также петербургский блогер Юрий Гавриков, который и вел съемку.
«Нас забрали в Пулково за то, что я давал интервью ЛГБТ-порталу, — написал фотограф в твиттере. — Привели в ЛОВД и давят, и запугивают за любительскую съёмку в зале прилета (зоне свободного доступа). Рейс в Москву пропустил. Утверждают, что зал регистрации — это режимный объект. Вызывают ФСО и понятых. Нас трое. Приглашают на досмотр по одному. Личный досмотр с понятыми».
Позже блогер отметил, что личный досмотр — всем троим, по его словам, пришлось раздеться догола — никаких результатов не дал, а его обвинили в оскорблении сотрудника полиции: «Обыскали, ничего не нашли. Шьют оскорбление за фразу «Не ведите себя как дурак». Статья 319 УК РФ (публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей) предусматривает наказание вплоть до года исправительных работ. Правда, полицейскому придется доказать, что Алешковский, употребив слово «дурак», имел намерение его оскорбить и унизить. Учитывая, что в России данное слово несет не только отрицательные коннотации — например, в фольклоре выражение «Иван-дурак» часто не несет отрицательного оттенка, следствию придется провести не одну научную экспертизу.
К часу ночи в микроблогах появилась информация, что в ситуацию вмешался депутат петербургского заксобрания Максим Резник.
Полиция пояснила ему, что на Алешковского составлен протокол по статье 19.3 КоАП — «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», а утром его повезут в суд.
«Суд должен состояться сегодня, в пятницу, — рассказал «Газете.Ru» Максим Резник. — Пока не знаю когда, буду связываться и выяснять. Ночью из разговора с дежурным майором линейного отдела в Пулково мне стало известно, что Алешковскому вменяют статью 19.3 КоАП. Пока информация такая».
На телефонные звонки Алешковский всю ночь не отвечал, но затем отправил корреспонденту «Газеты.Ru» СМС, в котором сообщил, что считает произошедшее «не провокацией, а дуростью». Он намерен добиться компенсации материального ущерба и морального вреда — борт в Москву улетел без Алешковского, билет пропал.
Скандал с участием блогера может негативно отразиться на имидже аэропорта Пулково и транспортной полиции Петербурга. В соцсетях жители Петербурга просят прощения у Алешковского за действия стражей порядка.
«От лица всех петербуржцев прошу прощения за действия этих псевдоправоохранителей, — оставил запись в Facebook один из пользователей. — Не думайте о нашем городе плохо, здесь далеко не все такие уроды».
В транспортной полиции пока не комментируют ситуацию.
В 9.00 пятницы представитель пресс-службы Управления на транспорте МВД по СЗФО (ведомству подчинена линейная полиция Пулково) попросила корреспондента «Газеты.Ru» перезвонить через час, заявив, что раньше предоставить никакой информации не может.
Алешковский — известный защитник прав гомосексуалистов. В Петербург он прибыл в рамках своего нового проекта, посвященного геям, лесбиянкам и трансгендерам. Также он пытался встретиться с британским актером Стивеном Фраем, который приехал для съемок документального фильма о жизни членов ЛГБТ-сообщества в разных странах мира. Отметим, в январе 2013 года Алешковского вызвали на допрос в Следственный комитет в рамках расследования «болотного дела». На вопросы следователя он отвечал в качестве свидетеля. На Болотной площади блогер находился как фотокорреспондент ИТАР-ТАСС. В Следственном комитете Алешковскому пришлось два часа давать показания, какие вопросы интересовали следователя — неизвестно: у блогера взяли подписку о неразглашении. С агентством он сотрудничал до 2012 года, а потом решил уйти, чтобы заняться социальными проектами. Такое решение было принято после того, как Алешковский поучаствовал в благотворительных акциях и сборе помощи для Pussy Riot, а также пострадавших от наводнения в Крымске.