Россия лидирует в Европе по числу детских и подростковых самоубийств, заявили в понедельник в Роспотребнадзоре. «Сегодня Российская Федерация занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35–37%», — сообщается на официальном сайте ведомства.
В сообщении говорится, что ежегодно в стране происходит порядка 19–20 случаев самоубийств на сто тысяч подростков, что втрое больше мирового показателя. Например, в 2009 году в России покончили с собой 1379 юношей и 369 девушек в возрасте от 15 до 19 лет (более свежих данных в Роспотребнадзоре не привели). На одно самоубийство приходится до двухсот нереализованных суицидальных попыток. «Официальная статистика фиксирует явные случаи суицидов. В действительности масштабы подростковых самоубийств в России могут быть гораздо выше в силу ряда субъективных и объективных факторов, приводящих к недоучету потерь, обусловленных подростковыми самоубийствами», — отметили там.
Собственной статистикой Роспотребнадзор не обладает. Такая статистика формируется Росстатом на основании медицинских данных. Интерес к подобным исследованиям вызван, по-видимому, обязанностью ведомства в рамках вступившего в силу 1 ноября прошлого года Федерального закона 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» осуществлять экспертизу интернет-порталов на предмет наличия призывов к самоубийствам, а также информации о способах их совершения.
Причинами трагедий, утверждают исследователи, служат в основном конфликты с родителями или неразделенная любовь.
Все чаще наблюдается такое явление, как «массовый суицид», когда добровольно из жизни уходят одновременно несколько подростков.
Чаще всего молодые люди кончают жизнь самоубийством, выбрасываясь из окон высотных зданий. При этом лишь у 10% подростков было истинное желание покончить с собой, в остальных случаях это «крик о помощи», а то и своеобразный «суицидальный шантаж», уточняют специалисты ведомства. К суицидальным демонстрациям они относят и «игру со смертью», когда ребенок стремится заполучить репутацию исключительной личности.
В Роспотребнадзоре в очередной раз заявляют о том, что дети и подростки могут найти в интернете информацию, которая может нанести вред их здоровью и предложить «разрушающие пути решения проблем»: «В связи с развитием телекоммуникационных технологий и большей доступности к сети интернет у детей и подростков, компьютерные и интернет-технологии существенным образом стали влиять на показатели детского суицида».
«Масштабы и показатели суицида, прежде всего детского, от информации, распространяемой в сети интернет, позволяют ставить вопрос об угрозе подрастающему поколению РФ и необходимости принятия мер по предотвращению этого явления», — заявляют в ведомстве. «К сожалению, владельцы некоторых популярных сайтов не желают признавать проблему, …сознательно препятствуют деятельности органов государственной власти по устранению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено», – говорится в еще одном пресс-релизе федеральной службы. В связи с этим Роспотребнадзор готовит «черный список», в который войдут интернет-ресурсы, не желающие, несмотря на предупреждения, исключать из своего контента информацию о способах и призывах к самоубийству.
Вице-президент фонда «Нет наркомании и алкоголизму», член комиссии по делам семьи, молодежи и детей общественного совета Москвы Нодар Хананашвили считает, что у подростков, наталкивающихся на информацию, связанную с самоубийством, действительно срабатывает эффект действий по аналогии. В то же время сами по себе самоубийства – это одна из форм реакции человека на внешнюю среду. И аутоагрессия, крайним проявлением которой является самоубийство, является одним из способов ответа на внешнюю агрессию.
По словам специалиста по оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, кандидата медицинских наук Евгения Цымбала, сам по себе интернет не создает новых потребностей, а лишь показывает определенные пути тем детям, у которых такие потребности возникли. «Сначала должна появиться депрессия, некий социальный конфликт, а потом уже ребенок может найти в интернете такой способ, который покажется ему выходом из ситуации», — говорит эксперт. По его мнению, большее влияние оказывает на подростков чрезмерное внимание СМИ к случаям суицида, особенно носящим серийный характер.
Что до причин подросткового суицида, то, по данным Цымбала, чаще всего попытки самоубийства совершаются в состоянии алкогольного опьянения.
В отличие от своих европейских сверстников российские подростки не испытывают проблем с доступностью алкогольных напитков, что и приводит к более высокому уровню суицидов, чем в целом по Европе, отмечает эксперт.
С другой стороны, в стране практически не существует системы профилактики подростковых суицидов. «Это связано с проблемами законодательства, — пояснил он «Газете.Ru». — Совершивший суицидальную попытку подросток попадает в больницу. Но дальше без согласия его самого или его законных представителей никакая коррекционная помощь ему быть оказана не может».
Кроме того, у работающих с трудными подростками служб часто возникает необходимость привлечь на каком-то этапе психологов, психиатров, социальные службы (например, трудоустроить родителей), однако в реальной ситуации такое взаимодействие в интересах ребенка пока не получается.
Но если подростку после первой попытки суицида не оказать помощь, такие попытки повторяются, утверждает эксперт.
«Во многом проблема заключается в отсутствии коммуникации между детским миром и взрослым, — говорит он. – Мы очень плохо слышим собственных детей, и в итоге им не с кем поделиться своими бедами и тревогами. В тех странах, где это поняли, развивают оперативные способы коммуникации с подростками. Отсюда и телефон доверия, по которому ребенок может позвонить специалисту, способному помочь в трудной ситуации. Но ведь все складывается из мелочей: в России до сих пор нет трехзначного телефона доверия. Есть более сложные номера, а простого, по которому ребенок, в том числе маленький, мог бы связаться и получить ответы на свои вопросы, нет».
По мнению профессора Института экономики РАН, специалиста в области социальной политики и уровня жизни населения Людмилы Ржаницыной, вероятность подростковых суицидов повышает недостаток внимания и равнодушие к ним со стороны государства, общества и родителей. Так, из трех миллионов детей, имеющих право на алименты, их получают не более двух миллионов, приводит пример Ржаницына. И даже добросовестные родители часто относятся к воспитанию формально, заменяя требующее большого напряжения собственное участие тем же самым интернетом – и в этом его самый основной вред. «Сейчас дети находятся на самообслуживании. А детское самообслуживание заканчивается очень плохо», — уверена эксперт.