В США в понедельник вечером начался суд по делу об аварии на платформе нефтедобывающей компании British Petroleum в Мексиканском заливе. В апреле 2010 года на платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, в результате которого погибли 11 человек. Остановить утечку нефти удалось лишь по прошествии трех месяцев. К этому моменту в воды Мексиканского залива уже попало 4,9 млн баррелей нефти.
По оценкам специалистов, эта авария стала крупнейшей экологической катастрофой в истории США.
На суде в Новом Орлеане председательствует судья Карл Барбье, дело рассматривается без участия присяжных. За время расследования следователи подготовили 90 млн страниц материалов дела. Судебные эксперты считают, что слушания могут затянуться на несколько месяцев и даже лет.
Ответчиками на процессе выступает непосредственно британская BP, а также американская компания Halliburton, которая должна была зацементировать скважину, и швейцарская Transocean, которой принадлежала буровая платформа Deepwater Horizon. Истцами на суде являются министерство юстиции США, штаты, физические и юридические лица, пострадавшие от разлива нефти.
«Речь идет не просто о том, что BP могла предотвратить трагедию, речь идет об ответственности компании», — заявил на суде представитель Минюста Майк Андерхилл. Представители других истцов и компаний Halliburton и Transocean также клеймили топ-менеджеров BP. Адвокат британских нефтедобытчиков Майк Брок заявил, что ответственность должны нести все три компании.
Во время суда представители British Petroleum постараются доказать, что совершенные руководством ошибки не подпадают под юридическое определение «грубая халатность», поскольку в этом случае обвинители будут вправе просить максимального возмещения вреда.
Компания уже потратила $37 млрд на очистку воды, починку платформы, выплаты компенсаций и штрафов. Если же судья Карл Барбье признает, что компании-ответчики допустили грубую халатность, им, вероятно, придется платить еще десятки миллиардов долларов. Так, по данным американских СМИ, власти США могут предложить BP урегулировать претензии за $16 млрд. В самой ВР от комментариев по этому вопросу отказались. Между тем там заявили, что общие издержки компании по этому делу могут достичь $42 млрд.
Одним из первых на сегодняшних слушаниях выступил адвокат Джим Рой, представляющий интересы истцов. Он заявил, что ответственность за аварию несут руководители ВР: «Производство превыше защиты, прибыль превыше безопасности». Кроме того, Рой подчеркнул, что компания Transocean фактически открыла дверь навстречу катастрофе, не уделяя должного внимания тренировке персонала и обслуживанию оборудования. Адвокат Transocean Брэд Брайан в ответ заявил, что во всем виновата компания BP. «Наши сотрудники ей доверяли, но компания их предала, и они погибли», — сказал Брайан.
Также он напомнил, что в электронной переписке топ-руководство британской корпорации не раз называло скважину Макондо «адской», но за два месяца ничего не сделали, чтобы предотвратить опасность.
Представитель минюста в суде Майк Андерхилл отметил, что за час до того, как произошел взрыв, один из руководителей BP на платформе Deep Horizon позвонил инженеру в Хьюстон, чтобы обсудить критический уровень давления в скважине Макондо. «Но компания не прекратила работу платформы, а 11 человек на ней доживали свои последние 47 минут», — заявил Андерхилл. По его словам, аварии можно было избежать, если бы инженеры Марк Хэйфл и руководитель платформы Дон Видрин правильно делали свою работу. Уголовное дело в отношении Видрина выделено в отдельное производство.
Начавшийся в понедельник суд будет состоять из трех частей. Первая из них посвящена выяснению причин аварии и рассмотрению вопроса о том, кто в какой мере несет ответственность за катастрофу. Во второй части в сентябре этого года будет выясняться, какое количество нефти попало в залив. И, наконец, в третьей в будущем году будет оцениваться сумма ущерба от аварии.
В ноябре 2012 года ВР заключила с американским министерством юстиции соглашение. Согласно ему, компания признала себя виновной в преступной халатности по 14 пунктам обвинения, касающимся причин разлива нефти на платформе Deepwater Horizon, а также гибели работников в результате аварии. В обмен на признание вины и выплату штрафа в размере 4,5 млрд долларов минюст США согласился отказаться от дальнейшего судебного преследования компании в уголовном порядке. В январе этого года соглашение с американским минюстом заключила Transocean. Компания признала себя виновной в нарушении федерального закона о чистоте водных ресурсов и согласилась выплатить штраф в размере 1,4 млрд долларов.