— Татьяна Владимировна, не так давно на сайте Минобрнауки был опубликован приказ о создании образовательного стандарта для дошкольников. Многие эксперты говорят, что это может повлечь за собой «появление ЕГЭ в детских садах». Это обоснованные опасения?
— В новом законе «Об образовании», который президент подписал в конце декабря, сказано, что дошкольное образование является уровнем общего образования, а следовательно, у него должен быть свой стандарт. В настоящий момент и до вступления нового закона в силу в дошкольных учреждениях еще действуют федеральные государственные требования (ФГТ), которые предполагают две основные группы: требования к структуре образовательных программ и требования к условиям их реализации. А в стандарте появляется третья группа – требования к результатам освоения основных образовательных программ. И вот это как раз и вызывает опасения. Наш институт и Российская академия образования были в числе противников введения требований к результатам.
— И тем не менее это положение оставили в законе?
— Да, увы. Но был найден компромисс. В 64-й статье нового закона «Об образовании» говорится о том, что никаких промежуточных или итоговых аттестаций в дошкольном образовательном учреждении быть не должно. Ведь очень многие педагоги и руководители понимают формулировку «требования к результатам» как проведение тестов и контрольных работ. Но это же глупость: какие тесты, какие контрольные? Чтобы снять эту абсурдность, как раз ввели этот пункт. Это большая победа.
— Но тогда встает вопрос, каким образом измерить результат?
— Проблема осталась, и эксперты ломают голову над тем, как ее решить. Если будут заданы жесткие требования к результатам выполнения и освоения программ, это означает тотальную проверку детей. Любое тестирование в этом возрасте — большой стресс для ребенка и может отразиться на его здоровье самым негативным образом. Нужно отталкиваться не от требований к ребенку, а от требований к образовательному процессу: какие занятия должны быть обязательными, а какие могут быть дополнительными.
— Есть ли уже понимание того, что должен будет уметь делать дошкольник перед поступлением в школу?
— Ребенок никому ничего не должен. Не надо уповать на его знания, умения и навыки. Нужно сместить акценты. В современном образовательном пространстве мы говорим о его компетенции, развитии. А значит,
надо уповать на развитие высших психических функций: насколько у него развита память, внимание, мышление, речь. Если высшие психические функции развиты по возрасту, у ребенка будет меньше проблем в школе — он легко освоит программу.
В прошлом году мы проводили исследование, что ждут родители от дошкольного образования и что ждут учителя начальных классов. Надо сказать, что ожидания родителей и педагогов отличаются. Родители хотят, чтобы ребенок читал, писал и знал основы иностранного языка. Педагоги начальных классов хотят, чтобы ребенок был дисциплинирован, имел навыки коммуникаций с детьми и учителем, чтобы мог сконцентрироваться. Мы пытаемся свести все в единую рамку.
— Что даст введение стандарта непосредственно самим дошкольникам и их родителям?
— Если мы берем требования к программам и условиям – это для родителей хорошо, это дает уверенность в том, что помещение и образовательный процесс будут соответствовать определенным жестким нормам: площадь, мебель, игрушки, которые подходят под возрастную группу, книги, учебные пособия и так далее. Если условия будут хуже, чем это задекларировано, – это уже нарушение стандарта.
— Ну а что касается образовательных программ, которые сейчас применяются в детских садах: как вы оцениваете их качество? Очень многие эксперты защищают советскую систему дошкольного образования и говорят, что она была очень эффективной.
— Советская программа в некоем модифицированном виде существует и сейчас. По этой программе работает очень много дошкольных образовательных учреждений. Разница в том, что в советское время была одна-единственная программа, а сейчас их много, в районе пятидесяти.
То, что появилась подобная вариативность, – это очень хорошо. Каждая программа имеет свою изюминку. К примеру, программы развития творческих способностей или с оздоровительным компонентом, или разновозрастные – для групп, где занимаются дети разного возраста. Сейчас проблема в том, что у родителей нет возможности выбирать, по какой программе и в каком учреждении они хотят заниматься, потому что мест в детских садах не хватает. Но пройдет пять лет — эта проблема будет решена, и тогда встанет вопрос о качестве: родители будут голосовать своим мнением за то учреждение, которое предоставляет услуги, более соответствующие образовательному запросу родителей.
— В какой стадии сейчас находится работа над стандартом? Когда документ будет вынесен на общественное обсуждение?
— При Минобрнауки создана рабочая группа под руководством Александра Григорьевича Асмолова (директор Федерального института развития образования. – «Газета.Ru»), в нее вошли ведущие педагоги, эксперты, ученые. Проводим время в дискуссиях. Много точек зрения, в каждой есть разумное зерно, но совместить все в единую концептуальную линию пока что не удается. Тем не менее в ближайшее время нужно прийти к единому знаменателю, потому что времени осталось немного. Группа будет работать до марта 2013 года. А потом стандарт представят для всеобщего обсуждения.