В пятницу разработчики контрольных измерительных материалов (КИМ) по математике рассказали про особенности экзаменационных заданий этого года и технологию их оценки. В целом работа по организации находится в завершающей стадии: все мероприятия по составлению тестовых заданий уже давно закончены, КИМы начали развозить по регионам.
Девятиклассникам в этом году придется нелегко.
«Мы перешли окончательно от экзамена по алгебре к экзамену по математике. В этом году в заданиях будет три части: алгебра, геометрия и реальная математика – практические задачи. Чтобы сдать ГИА, нужно получить не только проходной суммарный балл, но и набрать минимальный порог по каждой части», — рассказал о нововведениях директор Центра непрерывного математического образования, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко.
Что касается ЕГЭ, тут изменений не предвидится. «В этом году не было ни одного принципиального изменения по сравнению с прошлым: по структуре, по количеству заданий, по их тематике и по сложности», — прокомментировал Ященко ситуацию относительно тестовых заданий ЕГЭ по математике. Все аналогичные задания базовой части уже есть в интернете на сайте ФИПИ и будущие выпускники могут проверить свои силы и потренироваться на подобных аналогичных заданиях.
Из экспериментального режима перейдет в постоянный рабочий режим система отслеживания тех, то списывает в интернете.
«В прошлом году эта стратегия оправдала себя, и в этом мы ее также будем применять, лишь чуть-чуть подкорректируем», — пояснил Ященко. Изменится и защита КИМов. Напомним, что в прошлом году впервые были введены девять степеней защиты — по итогам прошлогоднего опыта какие-то элементы исчезнут, но зато появятся новые. Какие именно, Иван Ященко не сказал, сославшись на секретность и конфиденциальность информации.
Вопрос о переходе на двухуровневый ЕГЭ по математике пока что по-прежнему находится в стадии рассмотрения и подготовки. «Этот вопрос прорабатывается, в том числе и на уровне ФИПИ, такие варианты и проекты на будущее подготовлены», — пояснил Андрей Ершов. Однако, по мнению экспертов, в ближайшие несколько лет введение двухуровневого экзамена по математике маловероятно. «Кроме плюсов есть и риски, и, чтобы их избежать, нужно предусмотреть все организационные и содержательные моменты. Поэтому нельзя сказать о каких-то точных сроках введения двух уровней, но профессиональная и родительская общественность узнают об этом сильно заранее», — уточнил Ященко.
В этом году ФИПИ впервые предложил предъявить единые требования по всей России к работе по оценке КИМ. «Мы хотим ввести практику единого подхода к проверке экзаменационных работ», — рассказал директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Андрей Ершов.
Таким образом, идеологи и организаторы ЕГЭ пытаются хотя бы в какой-то мере контролировать вопросы адекватной и равномерной оценки экзаменационных работ в разных регионах.
«Вопрос одинаковой проверки заданий – это тоже вопрос честности экзамена», — отметил ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов.
Пока что, по словам Андрея Ершова, под едиными правилами добровольно подписались сорок регионов. Среди «добровольцев» есть одна из северокавказских республик, но Ершов не смог уточнить, какая именно. Самыми активными оказались Санкт-Петербург, Казань и Краснодарский край – именно там будут созданы первые экспериментальные площадки для обмена опытом. Москва пока что отказалась войти в число регионов, на которые будут распространяться единые правила оценки экзаменационных работ.
«Наша задача — обеспечивать равномерность качества оценки, и она обеспечивается за счет того, что размещен банк заданий, где есть уже готовые решения с ошибками – эксперты из разных регионов проверяют эти работы и потом сдают зачет», — пояснил механизм вырабатывания единого подхода к оценке тестов Иван Ященко.
Участники «круглого стола» дали несколько советов по подготовке к экзамену на примере опыта распространенных ошибок прошлого года.
«Дети не умеют решать нужные в обычной жизни задачи. К примеру, поезд отправляется в 9.40 утра и прибывает в 16.00 следующего дня, сколько шел поезд. Эту задачу не решили многие в прошлом году. Порядка 40% ошибок — это неправильно прочитанные условия и ошибки с расчетами. Сильные ученики не придают большого значения первой части задания, считая ее легкой, и в итоге две трети тех, кто в прошлом году набрал больше 90 баллов, не получили все сто именно из-за глупых ошибок в первой части», — сообщил Ященко.
В последние месяцы перед экзаменами эксперты советуют «не распыляться», а сосредоточиться на тех заданиях, которые получаются лучше всего. Ершов посоветовал обратить внимание на «логистику ответа» — посмотреть, как правильно заполнить бланк, где и что нужно написать, чтобы потом не терять на этом экзаменационное время и не делать элементарных ошибок.