За окурок или спичку, брошенные на землю в столице, теперь будут штрафовать на 1,5 тыс. рублей. Об этой инициативе московских властей в пятницу сообщила «Русская служба новостей», после чего в блогах развернулась дискуссия между сторонниками предложенных мер и теми, кто напоминал, что прежде, чем призывать горожан к порядку, следовало бы вернуть на улицы урны. Спорной оказалась и сумма штрафа, которую сравнивают с прибавкой к пенсии или детскому пособию.
Основанием для переполоха стало принятое на прошлой неделе постановление правительства Москвы, вносящее изменения в постановление 2008 года 880-ПП «Об утверждении Правил пожарной безопасности в городе Москве». Суть этих изменений сводится к появлению новой главы в приложении к постановлению, согласно которой запрещается выжигание травы, разведение костров, бросание горящих спичек, окурков и горячей золы из курительных трубок «с момента схода снегового покрова до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова» на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях. На ООПТ, согласно действующему городскому законодательству, разведение костров запрещается в любое время года.
Также запрещается замусоривание зеленых насаждений, использование мангалов вне специально обустроенных площадок, оборудованных противопожарным инвентарем, и иные действия, способные привести к пожару. Ответственным за содержание указанных территорий лицам этим же документом предписывается своевременно убирать валежник и легковоспламеняющийся мусор. А гражданам при обнаружении пожаров велят звонить по телефону 01 или 112.
Как объяснила «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко, московское законодательство и прежде запрещало жечь траву и разводить вне отведенных для этого мест костры на особо охраняемых природных территориях. Прямого запрета на бросание окурков и иных горящих предметов ранее не было, теперь же городские нормативные акты будут более детализированными.
Острая необходимость конкретизировать и ужесточить существующие правила пожарной безопасности возникла в основном в связи с присоединенными к столице новыми территориями, объяснила Степаненко.
«Я уже прочитала о том, что людей будут штрафовать за окурки, брошенные во дворах. Нет, это не так. Постановление касается особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах «старой Москвы», а также природного фонда, находящегося на новых территориях», — утверждает депутат.
По ее словам, сегодня этот фонд называется «озелененными территориями» и касается в большей степени лесов. «Эти леса занимают очень большую площадь, в них много сухостоя, а лето 2010 года показало, как могут гореть такие леса, — говорит депутат. — В прошлом году леса на присоединенных территориях много расчищали, а сейчас наводят порядок по контролю за противопожарной ситуацией. Ну и, наверное, излишне напоминать, что большая часть пожаров в наших лесах возникает не из-за каких-либо природных явлений, а по вине человека».
Присоединенные территории действительно добавили много головной боли столичным пожарным и коммунальщикам. Летом с территорий новой Москвы было вывезено около 310 тысяч кубометров мусора.
«Это нельзя было назвать только благоустройством», — заявил журналистам, рассказывая в сентябре об итогах работы по обеспечению пожарной безопасности и санитарной очистки новых городских территорий, заместитель мэра Петр Бирюков. «Придя на новые территории, мы знали, что нужны порядок и пожарные проезды, но не понимали цену бедствия. Не знали, с какой стороны заходить к пожарным водоемам для забора воды, как ремонтировать мостовые сооружения, как эвакуировать население», — признался чиновник. Бюджету города первая попытка привести в порядок новые территории обошлась в 200 млн рублей.
Что до размеров штрафа за создание пожароопасной ситуации, то, по словам Степаненко, городские депутаты менять их не могут. Эти штрафы определены в Кодексе об административных правонарушениях РФ и составляют от 1,5 тыс. рублей до 3 тыс. рублей в зависимости от состава правонарушения. А поскольку такая норма существует в федеральном законе, в городском КоАПе ее нет. Единственное, что может потребоваться от Мосгордумы, — внесение изменений в московский закон о противопожарной безопасности, касающихся связанной с новыми территориями детализации.
Между тем, как рассказала Степаненко, профильным департаментам города поручено привести в порядок старые и оборудовать новые пикниковые зоны и места для разведения костров по всей территории города, установить в парках побольше урн, куда можно будет выкинуть окурок. В департаменте природопользования и охраны окружающей среды подтвердили, что одновременно с усилением мер по обеспечению пожарной безопасности город получит новые точки с мангалами, столами и урнами. По данным департамента, сейчас в городе оборудовано немногим более 200 пикниковых зон.
Экологи приветствуют решение столичных властей.
«Запрет на поджоги травы — очень своевременное решение, особенно для новых территорий города, где леса занимают чуть больше 60 тысяч гектаров», — считает руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко. По его словам, за последние несколько лет в этих лесах накопились огромные запасы мертвой сухой древесины, главным образом в результате гибели ельников от короеда-типографа и ураганных ветров, а также из-за общего упадка лесного хозяйства. Главный риск возникновения пожаров на этих территориях связан с поджогами сухой прошлогодней травы. «Если огонь доберется до этой пороховой бочки из высохших деревьев, сухой лесной подстилки и валежника, то лесного пожара не избежать, а потушить его будет чрезвычайно сложно, — говорит защитник природы.
По данным «Гринписа», в Подмосковье прошлой весной была выжжена четверть территории, покрытая травой. Сознательный поджог травы становится причиной 90% пожаров, оставшиеся 10% приходятся на разведение костров и брошенные окурки. В пределах старых границ Москвы трава горит не так часто, как на новых территориях, отмечают в «Гринписе». Но за счет того, что эти пожары происходят поблизости от жилых домов, они отрицательно сказываются на здоровье жителей. Больше всего люди страдают от дыма, в котором содержатся микрочастицы сажи и угарный газ и который особенно опасен для детей, стариков, людей с заболеваниями сердца, сосудов и органов дыхания.