Надежда Толоконникова из Pussy Riot, которая отбывает наказание в колонии № 14 в поселке Парца в Мордовии, переведена в больницу на обследование. Об этом «Газете.Ru» рассказала адвокат Толоконниковой Ирина Хрунова, представляющая правозащитную ассоциацию «Агора».
В управлении федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Мордовии «Газете.Ru» подтвердили эту информацию, уточнив, что ближайшее время Толоконникова проведет в центральной республиканской больнице для заключенных — лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) №-21 в поселке Барашево Теньгушевского района Мордовии. Сколько времени продлится обследование осужденной на два года за хулиганство в храме Христа Спасителя, в УФСИН сказать затруднились.
По словам Хруновой, Толоконниковой предстоит серия обследований.
«В условиях колонии у нее усилились головные боли. Я направила ходатайство о проведении комплексного обследования. Администрация пошла навстречу и направила мою подзащитную в больницу», — отметила адвокат.
Хрунова говорит, что Толоконниковой необходим осмотр специалистами совершенно разного профиля: неврологом, офтальмологом и кардиологом. Нужно также провести клинические и биохимические лабораторные исследования, а также инструментальные исследования — рентгенографию, компьютерную томографию или магнитно-резонансную томографию, доплерографию, электроэнцефалографию, а при необходимости — ангиографию сосудов головного мозга.
О необходимости проведения этих исследования говорится в независимом судебно-медицинском исследовании Толоконниковой, которое было проведено в Санкт-Петербурге в декабре. «Судмедэксперт пришел к выводу, что причины головных болей могут быть разными, в том числе и крайне серьезными, и без надлежащей диагностики ни поставить диагноз, ни назначить лечение не возможно», — сказала Хрунова.
Толоконникова не первый год страдает головными болями — она жаловалась на недомогание еще во время следствия и судебного процесса. Как отмечает Хрунова, ссылаясь на заключение судмедэксперта, головные боли, скорее всего, связаны с заболеванием шейного отдела позвоночника, которое развилось после полученной в 2003 году травмы.
Тогда, по информации «Газеты.Ru», на автобусной остановке в Москве Толоконникову сбила машина. Удар пришелся по левому бедру: Толоконникова упала и ударилась головой о проезжую часть. После этого у нее появилась пульсирующая головная боль, которая не проходила два дня. Как выяснилось позже, девушка получила ушиб мягких тканей головы.
«Судмедэксперт указывает, что подобное заболевание позвоночника вне зависимости от его природы требует соблюдения режима, включающего в себя ограничение физической нагрузки на плечевой пояс, исключение длительного пребывания в вынужденном положении и переохлаждения, а также значительных перепадов температуры», — цитирует заключение адвокат.
В условиях колонии следовать предписаниям врача невозможно, поясняет Хрунова. Толоконникова работает по восемь часов в день — «занимается механическим трудом, сидя за швейным станком в одном и том же положении». «Она шьет ватники для сотрудников ФСИН и, возможно, МВД. Естественно, переутомляется. Хотя работает Толоконникова согласно нормам Трудового кодекса, ее нагружают дополнительно: к примеру, после работы постоянно требуют убирать», — говорит адвокат.
Источник, знакомый с ситуацией в ИК-14, утверждает, что условия труда в этой колонии «очень жесткие». «Если в отношении Толоконниковой администрация старается вести себя по закону и следовать инструкциям из-за внимания к проблеме СМИ и адвокатов, то остальные заключенные там работают по 16 часов, а особо талантливые швеи — чуть ли не круглосуточно. Причем, если ты поранился иглой или еще чем-то, ты не имеешь права пожаловаться на это или отойти от рабочего места — это приравнивается к нарушению техники безопасности на производстве и карается взысканием. Могут и в карцер посадить на 30 суток. Приходится либо терпеть, либо на месте залечивать раны с помощью подручных средств», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
В ЛПУ-21 «Газете.Ru», как и в республиканском УФСИН, не смогли сказать, сколько времени может продлиться обследование Толоконниковой. По словам дежурного больницы, участницу Pussy Riot привезли к ним 22 января. ЛПУ-21 — одна из старейших больниц для заключенных Мордовии, и она находится неподалеку от женской колонии № 14 — примерно в 20 км.
«Больнице очень много лет. Она существует с 30-х годов, у нее были разные предназначения, но сейчас она считает центральным лечебным учреждением для заключенных», — сказали в ЛПУ-21.
В учреждении затруднились сказать, есть ли у больницы возможности — кадровые и технические — провести все необходимые исследования, предписанные Толоконниковой судмедэкспертом весной 2012 года. Но заверили, что «в больницу постоянно закупают новое оборудование и проблем быть не должно».
Что же касается другой участницы Pussy Riot, Марии Алехиной, то у нее продолжаются тяжбы с администрацией колонии № 28, которая находится в городе Березняки Пермского края. В пятницу должно было состояться очередное судебное заседание по жалобе Алехиной, которая требует, чтобы с нее сняли четыре взыскания, выписанные администрацией ИК-28. Два взыскания осужденная получила за нарушение правил внутреннего распорядка (поздний подъем), одно — за отказ свидетельствовать против себя и еще одно — за попытку передать письмо на волю. Снятие взысканий — принципиальный вопрос для Алехиной, которая в случае победы в суде может рассчитывать на условно-досрочное освобождение. Заседание, однако, перенесли из-за «невозможности восстановления видеосвязи с колонией», сообщил в своем микроблоге в Twitter супруг Надежды Толоконниковой Петр Верзилов. В середине января городской суд Березняков отказал Алехиной в отсрочке наказания, на которое участница Pussy Riot рассчитывала из-за наличия у нее малолетнего ребенка.