Вологодский областной суд вынес приговор по делу о скандальном побеге из колонии № 17. На скамье подсудимых находились трое фигурантов дела: сбежавший заключенный Алексей Шестаков и его сообщники Александр Русаков и Татьяна Важалина.
Судья признал виновными всех троих. Беглец, который на момент оглашения приговора отсидел половину своего предыдущего срока за убийство — 12 лет, был приговорен к 24 годам заключения. Пять лет ему предстоит провести в тюрьме, оставшиеся годы — в колонии особого режима. После отбытия наказания на зоне свобода Шестакова будет ограничена еще на два года: хоть он и выйдет на волю, но уезжать из дома без разрешения представителей правоохранительных органов не сможет. Сам Шестаков решение судьи комментировать не стал. А его адвоката Федора Юдкина приговор удивил. «24 года — это довольно строгое наказание, самое тяжелое — первые пять лет в тюрьме. Это одиночная камера, четыре стены, часовая прогулка раз в сутки. Нет, он этого не ожидал», — передает вологодское радио «Премьер» слова защитника беглеца.
Татьяну Важалину, которую в СМИ называли любовницей заключенного, приговорили к 11 годам колонии общего режима за пособничество побегу. В день оглашения приговора Важалина призналась, что помогала Шестакову «по личным причинам».
«Но ведь прикольно же получилось», — заявила она.
Другой пособник уголовника, Александр Русаков, до последнего отрицал свое добровольное участие в вертолетном побеге. Даже перед оглашением приговора он настаивал, что не знал, в чем дело. «Меня использовали втемную и под наркотиками. Я не знал, на какое дело иду, меня не информировали и обманули», — заявил на суде Русаков. Несмотря на это, пособник отправился за решетку на 12 лет. Гособвинитель Наталья Глазкова после заседания заявила, что суд в основном согласился с предложенной прокурорами квалификацией дела. «Есть незначительные изменения. Суд назначил наказание меньше, чем требовал прокурор. Для Шестакова мы ориентировали суд на наказание в виде 30 лет лишения свободы», — сообщила Глазкова.
Алексей Шестаков бежал из колонии 22 марта 2012 года. Он договорился с 36-летним Александром Русаковым и 35-летней Татьяной Важалиной, чтобы те наняли вертолет, а в колонии по его просьбе заранее расчистили от снега площадку для посадки машины. Рано утром заказанный в частном порядке Ми-2 Вологодского авиапредприятия прибыл на базу отдыха «Ирма» и забрал Русакова и Важалину. Сообщникам предприимчивого уголовника удалось пронести на борт оружие. Когда вертолет поднялся в воздух, преступники заставили пилотов изменить курс и лететь в поселок Шексна, где находится ИК-17.
Над территорией колонии вертолет снизился, сообщники сбросили заключенному трос с привязанной к нему палкой. За нее ухватился Шестаков — и вертолет улетел вместе с заключенным и его друзьями.
В нескольких километрах от колонии пилот посадил машину, чтобы осужденный смог подняться на борт. Затем, пролетев еще несколько десятков километров и приземлившись в районе вологодского окружного шоссе, пассажиры покинули машину и скрылись. Далеко уйти Шестакову не удалось. Спустя несколько часов после побега сотрудники УФСИН с двумя представителями вневедомственной охраны УМВД России по Вологодской области остановили автомобиль Nissan Almera синего цвета, в котором ехал Шестаков. Беглец не растерялся, достал, предположительно, взрывное устройство и велел сотрудникам отойти от автомобиля и дать ему скрыться. Он пересел на место водителя, который к этому времени вышел из автомобиля, и стартовал в сторону города Грязовец. Вооруженные сотрудники полиции открыли стрельбу по колесам, автомобиль остановился, Шестаков выскочил из него и попытался убежать, отстреливаясь из пистолета. Полицейские бросились за ним, стреляя вдогонку. Во время погони Шестаков был ранен в бок и его удалось схватить. Позже следователи возбудили два уголовных дела в отношении беглого зэка: по ст. 211 УК (угон судна воздушного транспорта) и ст. 313 УК (побег из места лишения свободы). Вскоре задержали и его пособников.
В ходе следствия выяснилось, что Шестаков подключил к побегу сотрудников колонии, в частности замначальника колонии Александра Белоликова. За 30 тыс. рублей наличными, одеждой и спортивным оборудованием тот ослабил наблюдение за Шестаковым, а также закрыл глаза на различные нарушения распорядка, как, например, незаконное использование сотового телефона. По итогам заседаний суд признал Белоликова виновным по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки) и приговорил его к четырем годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.