На следующей неделе Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Этот документ принимается в соответствии с ратифицированной в 2008 году Конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком (срок, за который Россия обязалась привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями конвенции, истекает уже в апреле 2013 года). А также в связи с тем, что действующий с 2001 года закон «Об ограничении курения табака» в силу своей декларативности не привел ни к повышению культуры потребления табака, ни к его снижению.
С момента принятия в середине декабря документа в первом чтении было подано более 180 поправок.
В четверг на заседании думского комитета по охране здоровья были утверждены 40 поправок, которые комитет будет рекомендовать Думе к принятию.
Как рассказал «Газете.Ru» председатель комитета Сергей Калашников, в результате большой работы, проведенной с широким привлечением экспертов, принадлежащих к различным идеологическим и лоббистским группам, документ «получился более взвешенным».
«Вот всего лишь один пример: в первоначальной редакции была жесткая норма, ограничивающая площадь магазина (менее 50 квадратных метров для города и 25 квадратных метров для сельской местности), в котором разрешено торговать сигаретами, — пояснил Калашников. — Мы это ограничение по площади убрали. При этом запрет на продажу табачных изделий в ларьках остается в силе». Другой компромисс, найденный между двумя противоположными точками зрения, касается запрета показа сцен курения в художественных фильмах, рассказал Калашников. В итоге было решено не «доводить дело до абсурда» и не трогать старые кинофильмы. При этом в новых фильмах и передачах вводятся ограничения (но и не прямой запрет) на демонстрацию сцен курения. В особенности жесткие — в аудиовизуальной продукции, предназначенной для детей.
Не нашли поддержки предложения некоторых депутатов, касающиеся тотального запрета курения в общественных местах, в присутствии детей, а также запрета курительных комнат в зданиях и мест для курения на производствах.
«Запрет курения при детях — формальная вещь, декларация, а мы добиваемся того, чтобы закон был работающим, — рассказал Калашников. — Была попытка запретить курение во всех закрытых помещениях, но это тоже нереально. Курить на работе будет можно в специально оборудованных зонах. Причем, согласно предложенной мной поправке, это требование вступает в силу не с момента принятия закона, а летом — с 1 июня. Организациям потребуется время, чтобы оборудовать места для курения, а людям надо дать время адаптироваться и не выгонять их сразу на улицу, тем более зимой».
Еще одна поправка связана с расстоянием от входов в здания вокзалов, аэропортов, станций метро, на котором запрещено курить: оно увеличивается с 10 до 15 метров. По словам Калашникова, никто специально мерить это расстояние не будет. Но визуально 15 метров легче отличить от пяти, чем десять. «Здесь скорее применимы понятии «рядом» или «в сторонке», — пояснил он.
Наиболее серьезная поправка касается оборудования помещений для курения в кафе и ресторанах.
В первоначальном варианте предлагался переходный период в 1,5 года. На это время владельцы ресторанов должны были оборудовать курилки, а потом, после вступления в силу полного запрета на курение в ресторанах, демонтировать эти помещения. Теперь эта норма, связанная с «бессмысленной тратой денег», признана излишней, рассказал Калашников. Однако, требование запрета на курение в ресторанах с 1 июля 2014 года остается в силе. Целый ряд поправок касается полномочий местных органов власти, которым предоставляется право регулировать эти вопросы, исходя из местных условий.
Напомним, принятый в первом чтении законопроект предусматривает поэтапное запрещение курения в общественных местах, которые решено разбить на 15 категорий.
Сначала введут запрет на курение на территории детских площадок, пляжей, на находящихся в помещении рабочих местах и в помещениях общего пользования жилых домов. Не допускается курение в городском и пригородном общественном транспорте, на расстоянии менее десяти метров от входа на вокзалы, в метрополитен, аэропорты и порты, а также в помещениях, «предназначенных для оказания услуг в сфере социальной защиты, образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, государственных и муниципальных услуг».
Курение в больницах, поездах дальнего следования и судах дальнего плавания, гостиницах и помещениях общего пользования жилых домов также может быть разрешено только при условии «организации собственником специального изолированного помещения, оборудованного системой вентиляции». Решение о том, создавать или нет такие места, отдается на откуп «собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества». С 1 января 2016 года планируется исключить в каком бы то ни было виде курение в больницах. «Резервации» для курильщиков после полного введения в действие закона останутся в поездах дальнего следования и судах дальнего плавания, гостиницах и жилых домах.
Выкладывать табачные изделия на витринах и прилавках будет нельзя. Покупать их предлагается по списку, напечатанному на бумаге. Кроме того, документ предусматривает обязательную публикацию на пачках сигарет устрашающих картинок и запрещает делить табачные изделия на категории по уровню токсинов: надписи на сигаретных пачках «легкие» и «суперлегкие» предложено исключить. Вводится запрет всех форм продвижения табака, включая распространение, скидки и купоны. Многократно повышаются акцизы на сигареты.
На днях в развитие антитабачного закона депутатами Госдумы были подготовлены и вводящие санкции за его нарушение поправки в КоАП.
Так, за курение в неположенных местах предлагается штрафовать на 3 тыс. рублей. Как пояснил вице-спикер Сергей Железняк, размер штрафа будет единым для всей страны, его предварительный размер установлен по экспертной оценке, а окончательная величина будет определена в ходе рассмотрения в Госдуме. Штрафовать предполагается граждан, курящих в ресторанах, кафе, медучреждениях, магазинах, транспорте, а также других местах, не предназначенных и специально не оборудованных для курения.
Противники предложенных в законопроекте мер сразу заявили о дискриминации курильщиков. О том, что нельзя «перегибать палку», вызывая раздражение миллионов россиян, и следует выделить «островки» для курения, говорят и правозащитники.
Так, исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов считает, что надо «перевернуть пирамиду», предложенную в законопроекте, запретив курить дома при детях, что подает им дурной пример. Но для этого взрослый человек должен получить свою дозу никотина там, где он работает или отдыхает, в изолированных от некурящих помещениях.
По словам Лоскутова, представители движения не просто предлагают соблюдать свои права, но и готовы за эти права платить. В частности, предлагается небольшая надбавка за каждую пачку сигарет при условии, что эти деньги пойдут на оборудование качественных мест для курения. А также доплата к полисам обязательного медицинского страхования за то, что курильщик подвергает себя риску легочных заболеваний. «Это предложения изнутри, — рассказал он «Газете.Ru». — А власти выдвигают правильную идею, но предлагают утопические средства реализации, да еще и за крайне короткий срок. Как можно за полгода перевоспитать миллионы людей, да еще не протягивая им руки, а действуя одними запретами».
Против запрета «курилок» в офисах выступили в Федерации независимых профсоюзов России. «Это бред и нарушение прав человека. У одних людей есть право не курить — пусть не курят, а у других есть право курить. Наоборот, надо создать условия, чтобы люди могли эту свою потребность осуществить», — заявил глава федерации Михаил Шмаков. А представители малого торгового бизнеса заговорили об ущербе, который нанесут ему ограничения на продажу и рекламу табака.
Между тем наиболее радикальные положения законопроекта не поддерживаются и в обществе.
В частности, как показали данные опубликованного в четверг опроса Левада-центра, подавляющее большинство респондентов, в том числе и некурящих, не поддерживают идею полного запрета на курение на рабочих местах, в аэропортах, поездах дальнего следования, на вокзалах и железнодорожных станциях, в ресторанах, барах и отелях. Три четверти участников исследований считают, что курение в общественных местах должно быть ограничено специально отведенными зонами, а для снижения уровня потребления табака в России государству следует прежде всего информировать людей о способах бросить курить.
Всего в проходившем в ноябре прошлого года опросе приняли участие 1596 человек из 128 городских и сельских населенных пунктов России. За полный запрет курения на рабочих местах выступают только 20% участников исследования, 75% считают, что будет достаточно ограничительных мер, за разрешение ратуют 5% опрошенных. Схожие цифры касаются аэропортов, поездов дальнего следования и вокзалов. С идеей запретить курение в ресторанах согласны 17%, еще 10% считают, что здесь можно курить без ограничений, 73% высказались за создание специально отведенных зон. В отелях эти цифры составили 15%, 78%, 7% соответственно.
В ответе на вопрос, на чем, по вашему мнению, государству следует сосредоточить свои усилия, когда речь идет о снижении уровня курения в России, опрошенные уже не были столь единодушны. Большинство респондентов — 55% — считают, что государству следует прежде всего информировать людей о способах бросить курить. Еще 38% россиян считают, что нужно бороться с нелегальным оборотом сигарет, 36% — тщательнее обеспечивать соблюдение действующих законов и ограничений курения, 35% — ограничить количество мест, где можно курить.
А вот экономические меры, вокруг которых было сломано немало копий во время обсуждения законопроекта, не кажутся участникам исследований достаточно эффективными. Такие меры, как запрет на продажу табачных изделий в киосках и небольших магазинах и повышение налогов, которое приведет к удорожанию сигарет, считают ключевыми лишь по 20% респондентов.
По мнению источника «Газеты.Ru» в Госдуме, попытки внести в законопроект ужесточающие поправки предпринимались для того, чтобы спровоцировать протестные настроения в обществе и сорвать принятие закона в целом. «Ужесточение закона не способствует его безболезненному принятию, — считает источник. — Законопроект в его первоначальном виде в основном был воспринят в обществе правильно. А предложения о тотальном запрете, огромных штрафах и прочих нереальных вещах привели бы к тому, что закон не приняли вообще».