Правозащитники и депутаты хотят урезать представительство выходцев из силовых структур в Общественных наблюдательных комиссиях (ОНК). Как стало известно «Газете.Ru», в комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций совместно с правозащитниками из Gulagu.net в ближайшее время будут разработаны поправки в закон об «Общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», который регулирует деятельность ОНК.
Руководитель Gulagu.net Владимир Осечкин заявил «Газете.Ru», что сегодня существует два варианта поправок — радикальный и умеренный.
Радикальный вариант предполагает полный запрет на членство в ОНК бывших и находящихся на пенсии служащих правоохранительных органов, в том числе прокуратуры, ФСИН и ФСКН.
Запрет должен также коснуться адвокатов, региональных и федеральных чиновников, представителей муниципалитетов и депутатов всех уровней.
Умеренный вариант не касается депутатов и чиновников и дает право на незначительное членство в ОНК выходцам из спецслужб. В этом случае в итоговом составе комиссии не может оказаться более 4 бывших силовиков. Если учесть, что максимальная численность ОНК по закону не должна превышать 40 человек, запрет ограничивает представительство экс-силовиков до 10%.
Кроме ограничений поправками предлагается сделать работу комиссии более открытой — по сути, речь идет о принуждении к транспарентности. Правозащитники настаивают на изменении порядка отчетности наблюдателей.
«Мы предлагаем ограничить время, за которое член ОНК, посетивший ту или иную колонию, должен отчитываться о проведенной ревизии. Вместо, к примеру, трех дней, которые контролер может писать отчет, ограничить этот процесс одним днем. Этого вполне достаточно, иначе получается не отчет, а воспоминание», — отметил Владимир Осечкин.
Правозащитники настаивают, чтобы наблюдатели ставили подпись под своим протоколом о посещении учреждения в момент окончания проверки, то есть перед выходом из колонии или СИЗО. При этом контролеры, уверен Осечкин, должны не только быстро отчитываться о своей работе, но и предавать ее гласности: комиссии работают в первую очередь для заключенных и общества, и «граждане первые, кто должен знать о деятельности этих структур», убежден правозащитник.
Для того чтобы добиться прозрачности работы комиссий, Осечкин предлагает обязать контролеров публиковать на официальном сайте ОНК результаты своей проверки, копию отчета, а также тексты обращений в суд, прокуратуры разных уровней и «иные государственные органы» с полученными на них ответами.
Причем публикация должна появиться на сайте в течение суток после посещения наблюдателем исправительного учреждения.
Официального сайта у ОНК пока нет, но Осечкин предлагает сделать государственным созданный им портал «ОНК.рф», на котором уже сейчас публикуются официальные документы некоторых региональных комиссий и их представителей. «Я создавал этот сайт для координации работы ОНК в России, но совершенно за него не держусь. Если его признают официальным интернет-порталом общественных комиссий, я готов отдать его государству. Мне кажется вполне нормальным, если его возьмет себе, например, Общественная палата», — говорит руководитель Gulagu.net.
Глава комитета Госдумы по делам общественных объединения и религиозных организаций, член ЛДПР Ярослав Нилов поддерживает предложение Осечкина.
«Может быть, целесообразно квотировать в ОНК присутствие бывших заключенных и экс-силовиков, не давать посты председателей комиссий выходцам из правоохранительных органов, чтобы эти общественные структуры были более независимыми. Бывшие сотрудники ФСИН, занимаясь общественной деятельностью, в любом случае будут защищать честь мундира и выработанные ими горизонтальные связи», — заявил «Газете.Ru» Ярослав Нилов. Необходимы, по словам депутата, и поправки, которые обяжут ОНК работать более открыто: «Чтобы люди знали, какие жалобы куда ушли и какие ответы на них получены».
Несовершенство работы комиссий, где велико представительство бывших силовиков, показала «ситуация в Копейске», а точнее, деятельность ОНК по Челябинской области, объясняет Нилов. Он подчеркивает, что местная наблюдательная комиссия во главе с экс-начальником челябинской колонии № 15 Анатолием Тарасюком как раз и занималась «защитой чести мундира». На днях Тарасюк пошел дальше и организовал атаку на одного из самых активных членов областной комиссии Николая Щура (правозащитник постоянно общается с федеральными СМИ и помогает заключенным ИК-6 направлять жалобы в правоохранительные органы). Руководство ОНК хочет исключить Щура из комиссии. 17 января на заседании челябинской комиссии будет поставлен вопрос о доверии правозащитникам.
Ситуация в челябинской ОНК типична для всей страны. Степень независимости комиссий существенно снизилась при последней ротации членского состава. В обновленных комиссиях стало значительно больше выходцев из силовых ведомств и ветеранских организаций, которые имели лишь косвенное отношение к правозащитной деятельности. В составе московской ОНК после ротации оказались представители общественной организации ветеранов и сотрудников спецслужб «Ассамблея», общественной организации профессиональных охранников «Элита», а также общественной организации ветеранов оперативных служб «Честь». Правозащитники по всей стране выражали недовольство таким положением вещей, но изменить расклад сил были не в состоянии.
По словам Ярослава Нилова, в среду о предложениях правозащитников расскажут главе Минюста Александру Коновалову, который придет в Госдуму на правительственный час. И, даже если министр будет недоволен поправками, депутаты все равно намерены внести их в Госдуму. «Поправки не очень сложные, поэтому я думаю, что их подготовка займет не много времени», — отметил Ярослав Нилов.