Владимир Путин предложил ужесточить правила регистрации иностранцев и россиян. В среду стало известно, что президент внес поправки сразу в несколько законов. С помощью нововведений он надеется решить проблему так называемых резиновых домов — тех, где десятками регистрируются трудовые мигранты, чтобы не иметь проблем с получение госуслуг и трудоустройством.
Путин предлагает поправить закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации», Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушения (КоАП). Документ одновременно бьет по собственникам жилья, гастарбайтерам и так называемым внутренним мигрантам — россиянам, которые переезжают в другие регионы на временное или постоянное проживание.
Путин, в частности, хочет обязать россиян регистрироваться по месту пребывания.
Если Госдума одобрит поправки, то любой россиянин, приехав в другой город, будет обязан в течение 90 дней встать на регистрационный учет в ближайшем отделении ФМС.
В том случае, если он этого не сделал, уведомление должен подать собственник квартиры, в которой остановился приезжий. Регистрация по месту пребывания при этом не предполагает снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Если ФМС посчитает, что съемщик оформляет фиктивную прописку, то ведомство будет иметь право отказать в регистрации.
В законе «О праве граждан на свободу передвижения» вносится и новая статья, которая призвана закрепить понятие «фиктивной регистрации» иностранца и россиянина. Под таковой Путин подразумевает регистрацию по месту пребывания или жительства на основании «заведомо недостоверных (ложных) сведений и документов».
В случае с постановкой на учет иностранцев фиктивной будет считаться та прописка, которая оформляется без намерения жить в помещении либо без намерения собственника предоставлять свое помещение для проживания. По каким критерием будет приниматься решение о том, что претендент на регистрацию не намерен проживать в квартире, в поправках не говорится. Непонятно и то, как проверить, намерен ли собственник реально предоставлять жилье постороннему. Не уточняется в законе и то, что подразумевается под заведомо ложными сведениями. В ФМС не смогли прояснить ситуацию.
В поправках прописывается наказание за оформление фиктивной прописки. За постановку на учет предлагается либо штрафовать на сумму от 100 до 500 тыс. рублей, либо наказывать принудительными работами на срок до трех лет, либо сажать в тюрьму — срок заключения может, как и в случае с принудительными работами, достигать трех лет.
Поправки предусматривают наказание и для тех, кто проживает в квартире без регистрации. За это предлагается штрафовать съемщика на сумму от 2 до 3 тысяч рублей, собственников жилья — от 2 до 5 тысяч рублей, а юридических лиц — от 250 тысяч до 750 тысяч рублей. В том случае, если правонарушение зафиксировано в Москве или Санкт-Петербурге — городах федерального значения, штрафы в разы больше.
В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что в России ежегодно фиксируются тысячи помещений — «резиновых домов», в которых регистрируются сотни тысяч граждан без намерения вселения.
«Только в 2011 году зафиксировано более 6400 тысяч адресов, в которых зарегистрировано почти 300 тысяч граждан», — приводятся цифры в пояснительной записке. Это стало возможным, уверен Путин, из-за массовых злоупотреблений собственников жилья своими правами, которые зачастую имеют корыстный интерес. В итоге органы регистрационного учета, отмечается в записке, не имеют возможности направлять достоверные сведения в заинтересованный органы — налоговую инспекцию, суды или военные комиссариаты.
Об ужесточении правил регистрации говорится не первый год. В январе 2011-го в рамках своей предвыборной кампании Владимир Путин выступил с целой серией соответствующих предложений. Тогда он впервые заговорил об уголовной ответственности для собственников «резиновых квартир». Говорили об ужесточении порядка регистрации и в ФМС. Глава ведомства Константин Ромодановский в феврале 2012 года заявлял, что бороться с «резиновыми домами» можно, лишая собственников регистрации.
Тех же, кто более трех месяцев не проживают в своих квартирах, Ромодановский предложил объявлять в розыск. Чтобы не попасть в списки разыскиваемых (гипотетически в таких списках мог оказаться каждый, кто, к примеру, переехал в соседний дом), им, по замыслу Ромодановского, нужно встать на временный регистрационный учет по месту нового пребывания в течение трех месяцев. Инициатива главы ФМС тогда вызвала недовольство со стороны правозащитников и экспертов в области миграции. Они не могли понять, что делать, к примеру, с теми, кто на время выехал за пределы России; саму инициативу называли антиконституционной.
В ноябре 2012 года депутаты Госдумы внесли законопроект, который среди прочего был призван побороть проблему «резиновых домов». Авторы документа — члены «Единой России» Александр Хинштейн и Ирина Яровая — тогда предлагали ограничить возможности для предоставления права на жительство собственников жилья. Регистрация иностранных граждан, по законопроекту Яровой и Хинштейна, допускалась лишь при соблюдении «учетной нормы площади жилого помещения на одного человека». Согласно прописанным в Жилищном кодексе ориентирам, для семьи, состоящей из трех человек или больше, норма — 18 кв. м площади на человека, 42 кв. м — норма на семью из двух человек, на одного норма — 33 кв. м. Исходя из этих ориентиров, собственник, принимая решение о регистрации иностранца, должен будет учитывать метраж своей квартиры. Впрочем, законопроект пока не рассматривался.
Правозащитники критически отнеслись к поправкам Путина.
«Борьба ведется не с тем. Если все люди вдруг начали заходить в квартиру через окно, не надо лечить коллективный психоз, а следует посмотреть на двери, которые замурованы», — заявила «Газете.Ru» член правления международного общества «Мемориал», эксперт в области миграции Светлана Ганнушкина.
По ее словам, мигранты, в том числе и русскоязычные, массово регистрируются в квартирах, чтобы получать государственные услуги, которые им положены и без регистрации. «Они почему это делают? А потому, что у нас до сих пор с регистрацией связано право на получение бесплатного медобслуживания, право на образование или труд. Хотя в законе «О свободном передвижении граждан» четко сказано, что регистрация не может служить обязательным условием для получения или реализации того или иного права», — отмечает Ганнушкина.
Она убеждена, что властям, чтобы избавиться от «резиновых домов», нужно исполнять российские законы — тогда необходимость в массовой регистрации у мигрантов отпадет сама собой. При этом Ганнушкина указывает, что поправки Путина антиконституционны. Она напоминает о позиции Конституционного суда, который в феврале 1998 года постановил, что регистрация в том смысле, в котором она не противоречит основному закону, является лишь способом учета граждан в пределах страны, носящим уведомительный характер.
«Я за информативный характер института регистрации. Государство хочет нас учитывать — мы ему это позволяем, но не больше», — говорит Ганнушкина.
Руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков полагает, что реальная цель законопроекта — не борьба с «резиновыми домами», а ужесточение контроля за людьми. «Это абсолютный совок, при котором невозможно без ведома властей переехать в другой регион, а уж тем более купить квартиру, хотя о последнем речи пока не идет. Поправки нарушают закрепленное в Конституции право на свободное передвижение: по сути, ты подпадаешь под подозрение, если не сообщил властям о себе в течение трех месяцев. Я взрослый человек и не понимаю, почему я должен отчитываться о том, в какой части страны я нахожусь больше 90 дней», — негодует Чиков. Он предполагает, что, если поправки будут одобрены, уровень коррупции в миграционной сфере повысится в разы.