В пятницу Тверской суд Москвы оправдал экс-замначальника по лечебно-профилактической части столичного СИЗО «Бутырка» Дмитрия Кратова в связи с отсутствием состава преступления, сообщает корреспондент «Газеты.Ru» из зала суда. Кратова обвиняли по ч. 2 ст. 293 УК — в вину ему вменялась халатность, повлекшая по неосторожности смерть юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского: он умер 16 ноября 2009 года, вскоре после перевода из «Бутырки» в «Матросскую Тишину».
Как заявляли ранее представители следствия, Магнитский провел в «Бутырке» четыре месяца; за это время Кратов «не организовал необходимых лечебных и профилактических мероприятий» и не осуществлял контроль за состоянием пациента-арестанта.
То, что приговор по этому делу будет оправдательным, стало ясно на предыдущем заседании, поэтому потерпевшие — мать и вдова Магнитского, как и их адвокаты, на оглашение приговора не пришли. Сам Кратов также был без защитника.
Дело в том, что во время судебных прений гособвинитель внезапно потребовал оправдать экс-замначальника «Бутырки», заявив, что причинно-следственная связь между гибелью Сергея Магнитского и действиями Кратова, который работал «в соответствии с должностной инструкцией», отсутствует. Как заявил прокурор Дмитрий Боков, подсудимый фактически «вынужден был взять на себя другие обязанности» из-за того, что в 2009 году уволилась начальник медсанчасти, не присутствовал при проведении осмотра Магнитского при приеме в СИЗО, не принимал решения, в какую камеру поместить Магнитского, не получал от арестанта письменных жалоб на здоровье. По словам прокурора, непосредственно к гибели Магнитского привело «истощение энергетического ресурса сердечной мышцы».
После этого представители потерпевших заявили, что Кратова на суде фактически защищали три стороны: его собственный адвокат Роман Кучин, представители потерпевших и прокурор. По словам адвоката вдовы юриста Натальи Жариковой, происходило так потому, что «Кратов — стрелочник, назначенный Следственным комитетом, чтобы отвечать за всех». «Наташе хотелось знать, почему умер ее муж и кто за это должен отвечать.
На скамье подсудимых должен сидеть следователь Сильченко, медики, которые не оказывали помощь, начальник «Бутырки» Дмитрий Комнов, так как ни одна из жалоб Сережи никуда не доходила, --
заявил адвокат потерпевших Дмитрий Харитонов. — Только тогда мы поймем, почему Магнитский умер. Потому мы и просили о вызове многочисленных свидетелей и назначении экспертиз. Именно поэтому мы фактически защищали Кратова».
Защитники потерпевших связали изменение мнения прокуратуры с появлением «антимагнитского закона».
Они отметили, что оправдательный приговор Кратову станет для властей поводом заявить, «что Магнитский умер сам». Но отметили, что им все равно, какой будет вердикт, повторив, что на этом процессе хотели выяснить обстоятельства гибели Магнитского. Будет ли в итоге сторона потерпевших обжаловать решение суда, пока неизвестно.
Ранее по делу вместе с Кратовым проходила врач «Бутырки» Лариса Литвинова, но весной 2012 года Следственный комитет прекратил ее уголовное преследование из-за истечения срока давности.
В следующем году начнется новый процесс, в котором прозвучит имя Магнитского: в Тверском суде будут рассматривать дело против него и гендиректора фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера по обвинению в уклонении от уплаты налогов (ч. 2 ст. 199 УК РФ).
Именно по этому обвинению Магнитский и был арестован. По данным следствия, фигуранты дела не доплатили более 522 млн рублей, сфальсифицировав налоговые декларации. Предварительные слушания по делу должны были состояться в четверг, но заседание было перенесено на 28 января 2013 года из-за неявки представителей Магнитского и Браудера. Незадолго до предварительных слушаний адвокаты обвиняемых заявили, что считают процесс политически мотивированным и не собираются в нем участвовать. Они напомнили, что, по их данным, следствие по делу осуществлялось с нарушением прав человека и уголовно-процессуального законодательства.