Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Иностранцам с ВИЧ предписана депортация

Власти не разрешают ВИЧ-инфицированным выходцам из СССР жить в России, даже если те давно обзавелись семьей

Слишком буквальное толкование законодательства чиновниками бьет по ВИЧ-инфицированным гражданам сопредельных государств. Как выяснила «Газета.Ru», ФМС отказывает живущим уже больше 10 лет в России в праве на временное проживание, а Роспотребнадзор обязывает их покинуть страну в течение месяца и навсегда запрещает возвращаться. Страдают зачастую те, кто уже давно обзавелся в России семьей и детьми. Правозащитники считают это дискриминацией: чиновники даже не хотят учитывать решение Конституционного суда, говорят они.

Находящиеся в России иностранцы с вирусом иммунодефицита не могут получить право на временное проживание из-за слишком жесткой позиции ФМС и Роспотребнадзора. Зачастую страдают те, кто живет в России уже больше десяти лет, обзавелся семьей и детьми, которые имеют российское гражданство. О своих проблемах на условиях анонимности «Газете.Ru» рассказали две уроженки Украины с ВИЧ-положительным статусом.

Обе уже по 15 лет живут в России и не могут получить гражданство из-за ВИЧ-инфекции (для мигрантов без ВИЧ-инфекции получить гражданство можно, прожив в России пять лет либо вступив в брак с гражданином РФ). Проблемы возникают на стадии получения разрешения на временное проживание: по закону это начальный этап для того, чтобы окончательно легализоваться в стране. Собеседницы «Газеты.Ru» жалуются на госорганы, из-за которых они сталкиваются с большими проблемами при устройстве на работу, при получении медицинской помощи и прохождении антиретровирусной терапии – комплекса жизненно важных лекарств для ВИЧ-положительных, рассказал «Газете.Ru» юрист из правозащитной ассоциации «Агора» Ильнур Шарапов.

«Я приехала из Украины, уже почти 15 лет живу в России, в свое время вышла замуж за мужчину с российским гражданством и родила ребенка. В браке я 11 лет, а еще четыре мы жили гражданским союзом. Но получить разрешение на временное проживание до сих пор не могу», — говорит первая собеседница «Газеты.Ru».

До мая 2011 года, когда она подала заявление на получение разрешения в территориальное отделение ФМС по Москве, она даже не пыталась легализоваться. «До того, как я решилась оформить разрешение, мне не нужно было предпринимать сверхусилий: я все время находилась дома, работал муж, но с ним случилась беда, и я поняла, что хватит витать в воздухе. Мне просто надоело подвешенное положение», — рассказывает гражданка Украины. В ФМС она получила отказ.

Чиновники ссылались на постановление правительства № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в РФ»: «болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита» есть в этом перечне.

В миграционной службе напомнили и о законе «О правовом положении иностранных граждан», в частности о п. 1. ст. 7 этого документа, по которому разрешение на временное проживание не может быть выдано, если у человека нет сертификата об отсутствии ВИЧ.

По словам собеседницы «Газеты.Ru», она не раз консультировалась с юристами, но те отказывались ей помогать: «Говорили, что помочь мне нечем, ситуация бесперспективная». Устроиться на работу в государственную структуру она ни разу не пыталась, а когда требовалось, трудилась домработницей, «потому что договора не нужно».

В итоге она решила обжаловать отказ ФМС в суде. В начале ноября Замоскворецкий районный суд встал на ее сторону, обязав ФМС выдать разрешение на временное проживание. Миграционная служба попыталась обжаловать решение в Мосгорсуде, но сделать этого не получилось. Кассационная инстанция подтвердила правоту жалобщицы.

Как отмечает Шарапов, в суде он указывал на нарушение сразу нескольких норм международного права — на декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой Генассамблеей ООН 27 июня 2001 года, на руководящие принципы по обеспечению уважения прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом, одобренных второй международной консультацией по ВИЧ/СПИДу и правам человека, и, наконец, на конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Но самое главное, уточняет Шарапов, — это отсылка к решению Конституционного суда от 2006 года. Тогда КС встал на сторону человека, который считал, что закон «О предупреждении распространению в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» нарушает его права.

«КС счел, что суды и правоприменительные органы, в том числе и ФМС, принимая решение о праве на временное проживание или депортацию, должны учитывать семейное положение, состояние здоровья, в том числе клиническую стадию, и другие заслуживающие внимание обстоятельства. Человек при этом не освобождался от ответственности принимать все установленные законом меры по недопущению распространения ВИЧ-инфекции, но его право на проживание с семьей соблюдается», — пояснил Ильнур Шарапов.

Но если ФМС просто отказывает в праве на проживание, то Роспотребнадзор использует другие инструменты давления на ВИЧ-инфицированных иностранцев — обязывает покинуть территорию России в течение месяца.

Письмо из Роспотребнадзора пришло второй собеседнице «Газеты.Ru». Ведомство Геннадия Онищенко реагирует только в том случае, если человек обратился за помощью в медицинское учреждение.

«Я была беременна и хотела получить родовой билет, чтобы встать на учет. Поначалу мне отказали, сославшись на то, что я гражданка Украины, но потом в виде исключения все же согласились», — рассказала она «Газете.Ru».

Через некоторое время после получения родового билета она увидела в своем почтовом ящике предписание Роспотребнадзора покинуть территорию России. Чиновники писали, что в отношении гражданки Украины «принято решение о нежелательном пребывании в РФ», и ссылались на закон «О порядке выезда из Российской федерации и въезда в Российскую Федерацию». С такой формулировкой налагается пожизненный запрет на въезд в Россию. Если иностранец откажется выезжать в предписанные сроки, он подлежит депортации.

«И хотя на практике никто, конечно, депортацией не занимается, получить такую бумагу очень неприятно. У меня были случаи, когда люди начинали паниковать и семьи распадались.

Девушка обратилась с проблемой, потом поехала на Украину собрать какие-то дополнительные документы, но обратно ее уже не пустили. Муж девушки мне звонил и спрашивал, что делать. А сделать, кроме суда, ничего нельзя», — указывает Шарапов.

Дело в том, объясняет юрист, что у Роспотребнадзора есть специальный порядок вынесения подобных решений. Получив от медицинского учреждения информацию о человеке, ведомство готовит предписание, а параллельно отправляет информацию в Федеральную пограничную службу ФСБ, «и человек автоматически попадет в список невъездных». Собеседница «Газеты.Ru» еще не обжаловала предписание Роспотребнадзора в суде, но планирует это сделать.

В разбирательствах по предписаниям ведомства Геннадия Онищенко, рассказывает Шарапов, ссылаются на то же, что и в процессах с ФМС – на многочисленные европейские конвенции и решение КС от 2006 года. По словам юриста, на его памяти было уже несколько судов – как с ФМС, так и с Роспотребнадзором — которые закончились успешно для его подзащитных. Помимо Москвы с чиновниками судились в Калуге, Архангельске, Перми, Казани, в Ульяновской и Ленинградской областях.

Юрист признает, что существует правовая коллизия: ФМС и Роспотребнадзор по-своему правы и действуют согласно профильным законам, однако они могли бы подходить к каждому случаю индивидуально.

«Понятно, что для чиновников это, как правило, не свойственно, но анализировать действительность все же надо. Решения судов доказывают, что они зачастую не правы. Не правы в первую очередь тогда, когда речь идет о тех, кто давно живет в России и обзавелся семьей. Впрочем, это не останавливает ту же ФМС обжаловать каждое отрицательное для нее решение суда, даже если очевидно, что они не правы», — резюмирует Шарапов.

Комментарий ФМС и Роспотребнадзора во вторник получить не удалось.

Гражданка Украины, которая намерена судиться с Роспотребнадзором, рассчитывает на успех в суде. «Иначе сложно будет: я, конечно, прожила как-то все эти годы, но дается это довольно трудно, да и чувствовать себя бесправной надоело. Знакомых с аналогичными проблемами у меня много. Проблема действительно серьезная: многие не могут получить жизненно важные лекарства, сидят на интернет-форумах; как могут, помогают друг другу», — говорит она.

Впрочем, по словам Шарапова, не все готовы идти в суды: «Многие просто покупают сертификат о том, что у них нет ВИЧ, живут и работают. 4–5 тысяч рублей – и ты можешь чувствовать себя легальным человеком».

Среди экспертов есть разные мнения относительно того, нужно ли депортировать мигрантов с ВИЧ. В пользу депортации (безотносительного того, сколько человек прожил в России) недавно выступил директор Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом (МГЦ СПИД) Алексей Мазус. По его данным, статистику с распространением ВИЧ портят как раз мигранты, преимущественно из ближнего зарубежья.

«Москва — крупнейший мегаполис, куда каждый день стекаются миллионы россиян и иностранцев, что способствует формированию неблагоприятной эпидемической картины», — заявил Мазус.

По его данным, на территории Москвы на 1 ноября этого года выявлено почти 70 тысяч ВИЧ-инфицированных, из которых более 41 тысячи — жители Москвы, 20 тысяч — жители России, 5,5 тысячи — жители иностранных государств и три тысячи лиц без определенного места жительства.

«В Москве находится большое число оторванных от семьи иногородних граждан, которые живут активной жизнью, заражаются сами и заражают других, — отметил Мазус. — С другой стороны, жители других регионов России приезжают в Москву, становятся на учет, получают лечение, и эта тенденция будет сохраняться». Не уезжают домой после выхода из больницы и иностранцы, констатирует эксперт.

Более того, значительное число мигрантов, узнав предварительные результаты анализов, исчезают из поля зрения медиков и не попадают в статистику. Как рассказала главный юрист МГЦ СПИД Яна Шабалина, врачи-инфекционисты зачастую не в состоянии поставить окончательный диагноз — требуется повторное посещение гражданином врача-инфекциониста, но как раз на повторный «сеанс» человек не приходит. В итоге, не имея возможности установить окончательный диагноз исчезнувшего пациента, медики не могут предоставить в Роспотребнадзор необходимого для его депортации полного пакета документов, подтверждающего наличие заболевания.

С тем, что приезжие играют фатальную роль в статистике по распространению ВИЧ-инфекции, не согласен директор Федерального центра профилактики и борьбы со СПИДом Вадим Покровский.

«Политика не пускать в Россию мигрантов с ВИЧ застарелая. Она основана на двадцатилетней давности постулате, что основной источник инфекции – мигрант. Но теперь это не так. Россиян, которые являются носителями вируса, стало больше, чем приезжих, и опасность представляем для них скорее мы, а не они для нас. Все средиземноморские страны жалуются на нас. Кроме того, знаю о недовольстве Азербайджана. У них в стране основные носители ВИЧ — те, кто заразился в России», — заявил «Газете.Ru» Вадим Покровский.
По его словам, законодательство, которое запрещает въезд в Россию иностранцев с ВИЧ – анахронизм. «От этого подхода к борьбе с ВИЧ перед Олимпиадой в Пекине отказался Китай. США ушли от аналогичного законодательства перед всемирной конференцией по СПИДу. Упор нужно делать на профилактику полового поведения мигрантов, запретом уже ничего не решишь. В России в три раза больше носителей ВИЧ, чем в Евросоюзе», — отметил директор Федерального центра профилактики и борьбы со СПИДом Вадим Покровский.

Слова Покровского о том, что риск заразиться от россиянина как минимум не ниже, чем от мигранта, подтверждает и Ильнур Шарапов. «Девушки, которых я защищаю, заразились от россиян. И тут уже этический вопрос: должны они нести ответственность за то, что заразились в России, или к ним нужен индивидуальный подход государства? Причем речь должна идти не просто о каких-то поблажках. Все упирается в законодательные инструменты, которые уже есть в стране и наличие которых подтвердил КС в 2006 году», — указал Ильнур Шарапов.

Новости и материалы
Беженец из Селидово рассказал о преступлениях ВСУ
Минобороны раскрыло суточные потери ВСУ в зоне ответственности группировки «Восток»
Москвичей ждет в субботу мокрый снег и гололедица
Российские войска перерезали одну из важнейших трасс снабжения ВСУ
Россиянам объяснили, как выбрать хорошую искусственную елку
Медведев объяснил, как быстро закончить конфликт на Украине
Bild: дрон-разведчик шпионил за «Королевой Елизаветой» в порту Гамбурга
Медведев оценил сроки отмены антироссийских санкций при Трампе
Российские войска взяли под контроль треть Часова Яра
Американцы оценили планы Трампа на предстоящий президентский срок
Дальнему Востоку спрогнозировали штормовой ветер
Финансист напомнил о необходимости впервые уплатить налог по вкладам
По делу о пожаре в «Зимней вишне» уже освобождены 10 из 15 осужденных
Трамп назвал своего кандидата на пост министра финансов США
В Британии раскрыли, сколько мужчин еще может мобилизовать Украина
Тренер дала советы, как эффективно похудеть к Новому году
В Совфеде предсказали последствия возвращения Украине ядерного оружия
Совладелец «Зимней вишни» вышел из колонии по УДО
Все новости