Во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по вопросу улучшения качества жизни людей пожилого возраста. Он призвал внедрять новые формы оказания медпомощи пожилым гражданам и новые формы социальной работы, в том числе с участием бизнеса. «Очевидно, что нужен целый комплекс мер, который позволит создать эффективную систему социальной поддержки и социального обслуживания людей в нашей стране», — заявил Медведев. Среди таких мер премьер назвал стационары на дому, мобильные медицинские комплексы, а также патронатные службы.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова, выступая на совещании, рассказала о принимаемых министерством мерах по сохранению здоровья граждан старше 60 лет и созданию условий для долголетия. С этой целью начиная со следующего года пожилые люди смогут проходить медицинское обследование не реже одного раза в три года. Для оказания специализированной медпомощи в межрайонных центрах развернуты дополнительные койки геронтологического профиля, а для проведения диспансеризации и оказания медпомощи на дому пожилым людям с ограниченной подвижностью сформированы специальные выездные бригады.
При этом о такой распространенной совсем недавно и пока еще гарантированной законом форме поддержки здоровья и активного долголетия, как санаторно-курортное лечение, ни премьер, ни министр здравоохранения не упомянули.
Между тем сами ветераны об этом помнят и даже надеются, что премьера может заинтересовать эта проблема.
В октябре столичный пенсионер обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой навести порядок с обеспечением ветеранов и инвалидов санаторно-курортными путевками. В открытом письме премьеру инвалид первой группы, заслуженный изобретатель СССР Иосиф Повицкий заявил, что государство нарушает право льготных категорий граждан на установленное 13 лет назад федеральным законом № 178 ежегодное бесплатное санаторно-курортное лечение. В результате многие граждане, имеющие медицинские показания для такого лечения, предпочитают получать «компенсацию», которая в 15 раз меньше стоимости ассигнований на путевку.
Ветеран отмечает, что и сами ассигнования на путевки никак не соответствуют их действительной стоимости. «Для обычного рядового санатория это лишь половина, а то и треть стоимости путевки. Ввиду этого санатории не спешат предоставлять путевки органам соцзащиты, а если это делают, то лишь в тех случаях, когда реализация путевок обычным путем невозможна, т. е. в осенне-зимний период. Понятно, что инвалидам и пенсионерам передвигаться в это время года тяжело и просто опасно, и они вынуждены отказываться от ненужных «благодеяний». А гуманные положения закона превращаются в пустой звук.
При этом власти, путая причину и следствие, объясняют мизерные ассигнования отсутствием спроса на санаторно-курортное лечение. В действительности же все наоборот», — утверждает пенсионер.
В подтверждение своих слов Повицкий напоминает премьер-министру динамику изменения бюджетных ассигнований по этой статье, которые за последние шесть лет уменьшились почти в пять раз. Так, если в 2006 году на санаторно-курортные путевки из федеральной казны выделялось 9,3 млрд рублей (ФЗ № 173 ст. 5 от 22.12.2005г.), то в 2012 году — лишь 2 млрд рублей (приказ Минздравсоцразвития от 17.01.2012г. № 6Н).
«Необходимо, чтобы санаториям путевки оплачивались в полном размере. Тогда они будут предоставляться не по остаточному принципу, как сейчас, а в полном ассортименте для выбора по времени и направлению лечения. Сейчас выбирать больному не приходится и в лучшем случае он получает путевку как подачку, в связи с тем что захудалый санаторий не надеется продать ее за полную стоимость», — считает Повицкий.
В Министерстве труда и социальной защиты населения в создавшейся ситуации фактически обвинили самих льготников, растаскивающих фонд оплаты путевок на компенсации.
Как сообщается в подписанном замдиректора департамента демографической политики и социальной защиты населения Минтруда Надеждой Усковой ответе на обращение Повицкого, на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг с 1 апреля 2012 года направляется 796 рублей в месяц. Из них на оплату «социальной услуги, предусматривающей предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний» — 95 рублей. Объем бюджетных ассигнований на предоставление гражданам санаторно-курортного лечения определяется по установленным правилам с учетом «численности лиц, сохранивших за собой право на получение данных услуг» и их стоимости.
«Оплата набора социальных услуг гражданами производится за счет части средств осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), — говорится в письме Минтруда. — Механизм предоставления набора социальных услуг в целом основан на принципе солидарного участия в нем всех соответствующих категорий граждан, вносящих в него часть ЕДВ, при условии что услуги предоставляются незначительной части нуждающихся в них групп населения. Поэтому объем средств, предназначенный на финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения, напрямую зависит от волеизъявления граждан на получение набора социальных услуг. Между тем около 75% получателей ЕДВ отказываются от набора социальных услуг. Оставшиеся получают услуги на суммы, в несколько раз превосходящие средства, которые ими вносятся в виде части ЕДВ».
«Фактически гражданин, внося за санаторно-курортное лечение в 2012 году по 94 рубля (1128 рублей в год) претендует на предоставление путевки на сумму не менее 17 тыс. рублей, — сетуют в обеспечивающем соцзащиту ведомстве. — При таком объеме финансирования обеспечить путевками всех граждан, обратившихся за их получением, не представляется возможным».
Профессор Института экономики РАН, специалист в области социальной политики и уровня жизни населения Людмила Ржаницына назвала подобный подход «людоедским». «Как можно ставить вопрос обеспечения людей соцуслугами в такую жуткую зависимость? Да еще вместо того, чтобы думать, как улучшить этот порядок и расширить источники финансирования, указывать людям на их солидарную ответственность», — говорит Ржаницина. Кроме того, по ее словам, солидарной ответственности в вопросах бюджета не существует. «Это понятие относится к коммерческому страхованию, а Фонд соцстрахования — это часть госбюджета. И какие суммы Министерство сможет аргументировать, такие и получит. А одевать страховую шапочку на бюджет – это непонимание элементарных экономических принципов», — считает эксперт.
В самом Минтруда согласились с несовершенством существующего порядка. «Создавшаяся ситуация – последствия произошедшей полумонетизации льгот, — объяснил «Газете.Ru» замминистра труда и соцзащиты Алексей Вовченко. – Действующий закон не позволяет обеспечить всех нуждающихся путевками, и его надо менять».
По мнению д. э. н., декана факультета управления крупными городами Международного университета в Москве, зампредседателя «Комитета по борьбе с коррупцией» Ирины Рукиной, ситуация с обеспечением льготников путевками – еще одна иллюстрация бегства государства из социальной сферы.
«По закону льгота по санаторному лечению распространяется на всех нуждающихся, и при этом в ответе федерального министерства прямым текстом написано, что льготники висят на обществе тяжким грузом и с какой стати оно должно за них платить, — говорит Рукина. — Это просто издевательство, особенно в части обвинения «солидарной группы населения»: если кто-то поехал отдыхать, значит другому путевка уже не достанется. Социальная защита — вещь дорогостоящая, но и цены на нефть пока еще запредельные, да и на другие цели средства находятся».
«А наши чиновники, содержание которых оплачивает общество, имеют совсем другие, чем пенсионеры, очень льготные условия для отдыха», — констатирует эксперт.
Между тем в Москве, несмотря на очередность на получение путевок, ситуация значительно лучше, чем в целом по России, отмечает Рукина. По ее словам, федеральное правительство переложило часть финансовой нагрузки по обеспечению прописанных в законе о соцзащите гарантий на региональные бюджеты, но далеко не все из них могут найти средства на доплаты.
Как объяснили в столичном парламенте, в Москве дополнительно к средствам федерального фонда социального страхования выделяются деньги и из городского бюджета – и эти ассигнования не сокращаются. Правда, отмечают в Мосгордуме, тендеры выигрывают те организации, которые указывают наименьшую цену (не ниже существующего норматива), и люди действительно отказываются от многих мест, а также от поездок в холодное время года.
Тем не менее, по информации городского департамента социальной защиты, по условиям заключенных со здравницами госконтрактов, в стоимость путевок, выдаваемых гражданам льготных категорий, включено размещение в стандартном двухместном номере со всеми санитарно-бытовыми удобствами, пятиразовое диетическое питание, предоставление предусмотренных по профилю заболевания лечебных процедур, а также культурно-досуговые мероприятия. В опубликованном на сайте департамента перечне санаториев, заключивших договоры на оказание городу своих услуг в 2012 году, числится более полусотни здравниц в Подмосковье, средней полосе России и на Кавказе.
Как рассказали «Газете.Ru» в подмосковном санатории «Истра», где ежегодно отдыхает несколько сотен москвичей, договоры с департаментом соцзащиты заключаются ежеквартально на запрашиваемое количество путевок. По словам менеджера ЗАО «Санаторий Истра» Дениса Пучкова, из-за того что государство выделяет мало денег, цена, по которой закупаются путевки для городских льготников, вдвое ниже коммерческой – той, по которой они реализуются в свободной продаже. Так, в рамках госконтракта день пребывания в здравнице оценивается в 900 рублей, при коммерческой цене около 2000 рублей (кроме того, цена колеблется в зависимости от сезона).
Тем не менее санаторию все равно выгодны такие контракты: за их счет обеспечивается стабильная заполняемость – льготники приезжают сюда в течение всего года и на полную смену, 18 дней.
По мнению сопредседателя общероссийской организации «Комитет по защите прав граждан» Сергея Селиванкина, в Москве нужен «депутатский аудит» за реализацией льготных путевок. «Сегодня льготники сталкиваются с большим периодом ожидания и предложением путевок в зимнее время, которые чиновники объясняют объективными причинами. Поэтому обращаться сегодня необходимо не только в органы исполнительной власти, но и к депутатам Мосгордумы, которые могут внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты города. А депутаты муниципальных собраний должны на местах наладить контроль за тем, как реализуются путевки в их конкретном районе», — отмечает правозащитник.