В пятницу в Петербурге началась прокурорская проверка по факту проходящей в Государственном Эрмитаже выставки британских художников-радикалов Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья». Как сообщили «Газете.Ru» в городской прокуратуре, некие граждане попросили проверить открывшуюся 19 октября 2012 года на новой площадке Эрмитажа — в восточном крыле Главного штаба на Дворцовой площади — выставку на экстремизм (ст. 282 Уголовного кодекса «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации»).
При этом представитель прокуратуры затруднилась ответить на вопрос, поступили ли все эти заявления в один день, обратились ли граждане в прокуратуру лично или прислали жалобы по почте.
«К нам поступило 117 заявлений, — сказала «Газете.Ru» сотрудник прокуратуры Петербурга. — За какой срок они были написаны и кто именно пожаловался в прокуратуру, я сказать вам не могу: это тайна следствия».
В прокуратуре также не смогли сообщить, что именно не понравилось гражданам.
«Проверка происходит по обращению граждан, посчитавших экстремистскими использование на выставке знаков свастики, а также изображение казни путем распятия, — рассказал «Газете.Ru» заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, куратор выставки «Конец веселья» Дмитрий Озерков. — К нам пришли представители прокуратуры, которые пожелали осмотреть выставку и выслушать наши комментарии».
По его словам, основой для обращения граждан стали фото из интернета, притом что на выставке запрещено фотографирование.
«Более того, все фотографии представляли работы выдранными из общего контекста выставки», — отметил Озерков. «Выставка состоит из нескольких витрин, в которых несколько десятков тысяч мелких фигурок — солдат вермахта и СС, которые различными способами мучают друг друга, в числе прочего распинают — на танках, на свастиках и на крестах, — рассказал куратор. — Поводом для обращения граждан стало, во-первых, использование знаков свастики, а во вторых, использование в этом контексте креста. Для нас очевидно, что никакого намека на экстремизм тут нет. Распятие на кресте — древняя казнь. Использованный крест не относится к православной символике — просто две совмещенные палки. Проблема обратившихся — непонимание контекста. Между тем в зале у каждой витрины висят исчерпывающие, однозначные и исключающие двойное толкование объяснения к каждой из работ. Когда мы в Эрмитаже делаем выставки, мы думаем прежде всего о культуре, о воспитании культурного восприятия».
Что касается самих братьев Чепменов, по словам Озеркова, радикальный художник — понятие искусствоведческое. «И в этом смысле мировая критика описывает Чепменов как художников, безусловно, радикальных, — заявил он. — А экстремизм — это термин юридический, указывающий на конкретные преступления. Упоминания о братьях Чепменах как экстремистах в мировом искусствоведении нет — в первую очередь потому, что их работы, без сомнения, таковыми не являются».
Ранее в пятницу гендиректор музея Михаил Пиотровский также заявил, что никакого осквернения в выставке нет, а музей вправе сам решать, что именно ему выставлять.
«Люди считают, что осквернен христианский крест тем, что на выставке к нему приколочены макдоналдский клоун и плюшевый мишка. К нам пришли из прокуратуры и проводят проверку. Может быть, они еще вынесут решение, что мы экстремисты, — передает его слова «Интерфакс». — Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения. Ничего кощунственного здесь нет, а явное желание испортить настроение в городе есть. Искусство это или не искусство, решает музей. Диктовать нам правила таким уличным способом нельзя».
Перед открытием выставки Чепменов претензии к ней предъявляли представители некоей организации «Казаки Санкт-Петербурга». Письмо к директору Эрмитажа было подписано Денисом Горчиным, Анной Деговой, Сергеем Исаевым и Дмитрием Дыгерна. «Просим обратить также внимание на выставку в Эрмитаже, где несколько раз используется свастика. Братья Чапмены делают то же, что и Гельман. Просим Пиотровского одуматься. И на Эрмитаж найдётся прокуратура и официальное казачество...» — говорилось в письме активистов, которое приводил сайт Piter.TV. Однако найти этих людей так и не удалось. Петербургские казаки хором заявили, что не знают подписантов. Глава Санкт-Петербургского городского казачьего общества «Казачья стража» Аркадий Крамарев сообщил журналистам, что никакого отношения ни он, ни его товарищи к письму не имеют. В Эрмитаже от комментариев по поводу письма тогда отказывались.