В четверг Конституционный суд (КС) огласил решение по делу о правилах увольнения беременных женщин, состоящих на госслужбе. Постановление суда оказалось максимально кратким и однозначным. Не изобретая юридических формул и особых условий, судьи признали не соответствующим Конституции отдельные положения закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Именно об этом на слушании дела по существу месяц назад их просили представители уполномоченного по правам человека и Генеральной прокуратуры. Стороной, чье мнение не было учтено, оказались полномочные представители президента, Государственной думы и Совета федерации.
Поводом для проверки на конституционность закона «О госслужбе» стала жалоба Лилии Пугиевой, которая работала в администрации главы Республики Ингушетия на должности начальника отдела кадров и госнаград. Осенью 2011 года, несмотря на беременность, ее уволили за прогул. Судебный иск и ссылка на ст. 261 Трудового кодекса, которая прямо запрещает увольнять беременных сотрудниц по инициативе работодателя (кроме случаев ликвидации предприятия), вернуть место работы ей не помогли. Как объяснили Пугиевой, в ее случае главным нормативным актом является не Трудовой кодекс, а закон «О госслужбе» — в нем описаны особые правила увольнения беременных женщин: уволить их нельзя только в том случае, если они уже находятся в отпуске по беременности и родам. После этого Пугиева обратилась в КС.
Существующее положение дел судьи КС сочли необоснованной дифференциацией и нарушением конституционного принципа равенства и справедливости.
«По одному лишь признаку, а именно принадлежности к государственной гражданской службе, женщина оказывается в ситуации, что ее можно уволить в период беременности, — пояснил председатель КС Валерий Зорькин. — Конечно, Конституционный суд, наращивая правовые позиции в отношении принципов равенства, посчитал такое ограничение противоречащим Конституции и необоснованным».
В тексте решения судьи напоминают, что беременным женщинам гарантируется сохранение рабочего места, где бы они ни работали.
«Наше законодательство, к сожалению, двигалось в правильном направлении. Но по пути многое растеряло, — добавил Валерий Зорькин, объясняя логику принятия решения. — В том числе и то, что содержится в международных конвенциях, например конвенции Международной организации труда, которая ориентирует на отношение к женщинам как к социально уязвимой группе в трудовых отношениях. Но самое главное – это наша Конституция. А точнее — два ее положения. Первое фиксирует общие основы трудовой деятельности для всех граждан. Второе – гарантирует государственную защиту семьи, материнства и детства. Именно на женщину в России ложатся основные заботы по воспитанию детей. Не говоря уже о таком сложном периоде, как беременность».
Дело Лилии Пугиевой теперь подлежит пересмотру. Законодателям же надлежит в ближайшее время внести изменения в закон «О госслужбе», чтобы устранить противоречия с Конституцией. В связи с последним Валерий Зорькин не удержался и вновь высказался на тему ситуации с исполнением решений КС, о которой не так давно говорил премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Мы с большим удовлетворением встретили подход правительства и лично Дмитрия Анатольевича, — подчеркнул Зорькин. — При этом некоторые должностные лица довольно высокого уровня иногда позволяют себе говорить о якобы «неисполнимости решений КС. Не может быть неисполнимых решений КС! Они могут быть не исполнены только тогда, когда чиновник не хочет их исполнять». При этом Валерий Зорькин отметил, что «в целом ситуация с исполнением решений КС достаточно хорошая».