В четверг Замоскворецкий райсуд Москвы признал экстремистскими все четыре видеоролика панк-группы Pussy Riot, две участницы которой — Надежда Толоконникова и Мария Алехина — были осуждены на два года колонии за танец в храме Христа Спасителя, а третья, Екатерина Самуцевич, получила условный срок.
Перед началом заседания у суда вновь собрались репортеры. Прохожие, увидев камеры и фотоаппараты, недовольно бурчали: «Что это тут, опять эти Pussy Riot, развлечение для журналистов?»
Слушание началось в 11.45. Со стороны гособвинения на заседании был прокурор Александр Третьяков. Представители Министерства юстиции не явились, прислав вместо себя ходатайство о рассмотрении иска в их отсутствие. Судья Марина Мусимович для начала дала слово прокурору. «Просим признать материалы экстремистскими и ограничить к ним доступ в сети интернет с помощью фильтрации», — забубнил Третьяков, не отрываясь от своих заготовок.
Выяснилось, что в опалу попал не только панк-молебен активисток Pussy Riot «Богородица, Путина прогони», который они провели в храме Христа Спасителя, но и раннее творчество группы.
В частности, акция «Путин за**ал» на Лобном месте на Красной площади, «нелегальный тур против путинского гламура «П**дец сексистам, е**ным путинистам», как называют его сами Pussy Riot, и «первый несанкционированный тур на вышках метро и крышах троллейбусов «Освободи брусчатку».
Когда прокурор Третьяков закончил краткую речь, судья Мусимович уточнила: «Прокуратура основывается только на справке о результатах психолого-лингвистической экспертизы из Российского института культурологи?» «Есть еще постановление от 20 апреля о выделении дела в отношении ролика в отдельное производство. Еще тексты песен. И на видео видны хулиганские действия», — безэмоционально возразил прокурор.
Судья сообщила, что в материалах дела также присутствует письмо от депутата Госдумы Александра Старовойтова на имя генпрокурора Юрия Чайки с просьбой признать ролики экстремистскими и заблокировать в российской части интернета сайты, где они были запрещены. «Еще письмо из ГУ МВД на имя директора Российского института культурологи Кирилла Разлогова с просьбой провести экспертизу», — продолжила судья Мусимович. «В представленных видеороликах есть изображения, направленные на разжигание ненависти или вражды, скрытый призыв к бунту и неповиновению власти, проведению акций по захвату площадей, призыв к работе с правоохранительными органами по привлечению сотрудников на свою сторону», — зачитала Мусимович заключение эксперта, кандидата психологических наук Виталия Батова. Перечислив материалы дела, судья предложила прокурору еще раз высказаться. «Надо признать ролики экстремистскими и установить маршрутизатор», — упрямо повторил Третьяков, уточнив, что доводы он уже приводил.
После небольшого перерыва судья объявила свое решение: признать четыре ролика экстремистскими и ограничить к ним доступ. «В течение пяти дней решение суда можно обжаловать», — добавила Мусимович.
Хотя решение судьи было предсказуемо, присутствовавшая на суде в качестве частного лица (заинтересованным лицом суд ее так и не признал) Самуцевич была раздосадована. «Сейчас будут блокировать все ролики Pussy Riot, фото и так далее. Это ужасно», — сказала Самуцевич. «Но их сложно блокировать. Можно сделать зеркало и взять ресурс из другой страны», — добавила активистка. Впрочем, пока что все ролики находятся в свободном доступе.
Самуцевич намерена подавать апелляцию сегодня же. Адвокат, ранее представлявший ее интересы в Замоскворецком суде, правовой аналитик правозащитной организации «Агора» Дамир Гайнутдинов рассказал «Газете.Ru», что Самуцевич вправе подавать апелляцию как заинтересованное лицо. «То, что суд первой инстанции не признал ее таковой, не означает, что у нее на самом деле нет интереса», — пояснил он.
Кроме этого Гайнутдинов сообщил, что признание видео экстремистскими не обязательно влечет за собой поиски автора видео: «Могут искать, а могут не искать, это зависит от политической воли — насколько власти сами будут раскручивать это дело».
«Сам факт решения о признании этих видео экстремистским материалом в виде последствия имеет только включение этого видео в список экстремистских материалов, который ведет Минюст, и возможность привлечения к ответственности всех тех, кто после вступления решения в законную силу будет этот ролик распространять. В этом случае все люди, которые будут выкладывать ролик в интернете и размещать ссылки на него, могут быть привлечены по ст. 20.29 КоАП (производство и распространение экстремистских материалов) или, если будет установлен умысел возбуждения вражды, их могут привлечь по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Это непременные последствия этого решения», — пояснил Гайнутдинов.
Юрист напомнил, что в материалах следствия в отдельное производство выделены материалы, связанные с изготовлением и распространением видео «панк-молебна» в ХХС. «Это означает, что в принципе возможно расследование этого дела по ст. 282 УК РФ. Это возможно, но необязательно», — сообщил юрист.
«Сам факт создания ролика не может служить основанием для привлечения к ответственности. Те, кто его распространял раньше, могут не беспокоиться», — добавил он.
«Судья приравнял видеоролики группы с танцами и песнями к исламистским видео, на которых призывают к убийству», — отреагировал на решение суда председатель Ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков. По его словам, после вступления решения суда в силу будет выдвинуто требование к сервисам в интернете для хранения видео, самым популярным из которых считается YouTube, об изъятии из сети запрещенных роликов.
«Хранение и распространение экстремистских материалов — это не уголовное, а административное нарушение», — говорит Чиков. Ответственность за это прописана в ст. 20.29 КоАП РФ. Для граждан предусмотрен штраф от одной до трех тысяч рублей либо административный арест на 15 суток. Должностным лицам придется платить штраф от двух до пяти тысяч рублей, а юридических лиц ждет штраф от 50 до 100 тыс. рублей.
Гражданам можно не спешить удалять запрещенные ролики: простое хранение законом не запрещено, говорит правозащитник.
Но если видео начать распространять — выкладывать в социальные сети в интернете, показывать соседям и друзьям, то это уже попадает под действие закона. «Если вы выложите ролик в сеть, то это может повлечь как минимум предупреждение прокурора о недопустимости нарушения экстремистского законодательства, — говорит Чиков. — Кроме того, если в отношении вас возбуждено какое-либо уголовное дело, то обнаружение при обыске на компьютерах такого видео позволит следователям говорить о дополнительных доказательствах мотива разжигания вражды и розни». Теоретически наказание должно грозить и авторам признанных экстремистскими роликов, отметил правозащитник, однако в настоящий момент они неизвестны.
Чиков выразил сомнения, что авторов роликов будут активно искать после этого суда. «Насколько я знаю, во время суда по делу о «панк-молебне» из уголовного дела были выделены материалы о нарушении статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) лицами, которые создали ролик, однако затем никакого нового уголовного дела, как мне известно, не было заведено, — говорит представитель «Агоры». — Участница группы Екатерина Самуцевич официально признана прокуратурой не причастной к производству видео с «панк-молебном». Когда она попросила допустить ее до участия в суде по роликам, прокуратура принесла справку о том, что она не является автором ролика, то есть она не заинтересованное лицо и не имеет права участвовать в процессе».
Как заявил «Газете.Ru» источник в Следственном комитете России, для того чтобы привлечь к ответственности авторов экстремистских видеороликов, прокуратура должна направить следствию соответствующий запрос.
«После вступления решения суда о признании роликов экстремистскими прокуратура может направить заявление либо к нам, либо в МВД с требование разыскать их авторов. Все это, естественно, должно происходить в рамках возбужденного уголовного дела, а дело может быть возбуждено в том случае, если будут потерпевшие, если кто-то посмотрит этот ролик и он оскорбит его чувства», — отметил источник. В МВД «Газете.Ru» затруднились ответить, собирается ли полиция объявлять в розыск неизвестных авторов роликов, предположив, что для этого нужен запрос от следствия. В Генпрокуратуре от комментариев отказались.