Адвокаты осужденных активисток Pussy Riot в понедельник заявили, что прекращают свое участие в деле о хулиганстве в храме Христа Спасителя. До сегодняшнего дня Надежду Толоконникову защищал Марк Фейгин, а Марию Алехину — Николай Полозов. При этом оба адвоката, а также Виолетта Волкова (ранее она защищала Екатерину Самуцевич) имели право представлять обеих подзащитных в случае необходимости.
Формальным поводом к решению послужило несостоявшееся свидание Марка Фейгина и Николая Полозова с Надеждой Толоконниковой в исправительной колонии № 14 в Мордовии, сообщили они. Впрочем, по словам Фейгина, такой ход событий обсуждался давно и был согласован с активистками. «Мы с Полозовым представили ордера, но нас не пустили к нашей подзащитной. На этот случай у нас были окончательные договоренности, и стало понятно, что их надо реализовывать сегодня», — заявил «Газете.Ru» адвокат Марк Фейгин.
«Наше дальнейшее нахождение в деле создает опасность и угрозу их жизни, с этого момента мы больше не будем их защищать, дабы не раздражать своим присутствием в этом деле власть», — добавил юрист.
Его коллега Николай Полозов подтвердил решение об окончании работы с активистками, пояснив, что не хочет своей работой вредить теперь уже бывшим подзащитным. «У нас были договоренности, что в том случае, если медийная компонента, которую мы придаем этому делу, будет больше вредить, чем помогать, мы выйдем из дела», — сообщил адвокат.
Кроме этого Полозов уверен, что на Толоконникову и Алехину стали оказывать давление в колонии.
«Во время встречи Ангелы Меркель и Владимира Путина Путину были заданы неудобные вопросы относительно Pussy Riot и он был вынужден рассказать про «чучело еврея». Я полагаю, что наших подзащитных вызывали на допросы оперативники. Кроме этого недавно были опубликованы фото Алехиной и Толоконниковой, находящихся в зоне», — сообщил Полозов. А так как в колонии фотографировать запрещено, фотографии участниц Pussy Riot в соцсетях могли повлечь негативную реакцию и сотрудников колонии, и сокамерников, говорит он. Адвокат напомнил: когда The New Times обнародовало видео с участием обеих активисток, снятое в СИЗО, в камере серьезно накалилась обстановка.
«Мы считаем, что дальнейшее медиавнимание больше во вред нашим подзащитным, так что мы выходим из дела — заниматься им будут квалифицированные адвокаты. Они будут делать все то же самое, что и мы, но без излишней медиаподоплеки», — подытожил Полозов.
И Фейгин, и Полозов надеются, что с их уходом дело Pussy Riot «примет благоприятный оборот». В частности, Марк Фейгин рассчитывает, что в итоге активисток могут отпустить, например по УДО.
Тем не менее, знают ли сейчас сами осужденные, что в данный момент у них нет адвокатов, пока неизвестно. Экс-защитники говорят, что им не удалось обсудить с арестантками конкретную дату выхода из дела, хотя те и знали, что когда-нибудь это произойдет. «Это же патовая ситуация: нас не пускают к Толоконниковой, сейчас мы поедем к Алехиной в Березники, повторится то же самое, и что? То ордер не устроит, то рожа наша не устроит, то справки из психдиспансера нет», — возмутился Фейгин.
По словам адвоката, искать нового адвоката будет муж Толоконниковой Петр Верзилов.
«Понятия не имею, кто станет защитником девушек: этим занимается господин Верзилов», — буркнул Фейгин.
Петра Верзилова сообщение в твиттере Фейгина об уходе из дела самого Фейгина, а также других адвокатов застала врасплох, однако спустя несколько минут он подтвердил, что адвокаты действуют по заранее согласованному плану. «Это связано со спецификой юридического и публичного поведения команды адвокатов, которую представляет Марк Фейгин», — пояснил он.
По словам Верзилова, в местных судах защищать Надежду Толоконникову и Марию Алехину будут некие местные адвокаты, а представлять всех трех активисток в ЕСПЧ и в Москве будет адвокат получившей условный срок Екатерины Самуцевич Ирина Хрунова.
Сама Хрунова рассказала, что уже получила доверенности от активисток, чтобы представлять их в ЕСПЧ. «Родственники и Алехиной, и Толоконниковой обратились ко мне после того, как я отправила в Страсбург предварительную жалобу по Екатерине Самуцевич. Доверенность от Надежды Толоконниковой я получила неделю назад, а вчера мне прислали доверенность и от Алехиной», — сообщила Хрунова. Кроме этого с Хруновой будет сотрудничать ее коллега из Болгарии, по фамилии Грозов. По словам адвоката, обычно она совместно с ним пишет жалобы в Европейский суд.
На вопрос о защите активисток в Москве Хрунова ответила уклончиво.
«Вопрос преждевременный. Сейчас прежде всего мы должны отправить большую полную жалобу в ЕСПЧ, она будет готова в конце декабря — начале января, и только после какого-то ответа из Европы можно будет возвращаться к обжалованию в надзорные инстанции», — отметила она.
Однако позже руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков подтвердил «Газете.Ru», что и в Москве и в ЕСПЧ защищать оставшихся без адвокатов участниц Pussy Riot Толоконникову и Алехину все же будет правовой аналитик «Агоры» Ирина Хрунова. Хрунова вошла в процесс Pussy Riot на стадии кассации, после того как третья участница панк-группы Екатерина Самуцевич отказалась от услуг адвоката Виолетты Волковой и попросила сменить защитника. В итоге Мосгорсуд поменял реальное наказание, к которому приговорил Самуцевич Хамовнический райсуд Москвы, на условное.
По словам руководителя «Агоры» Павла Чикова, Хрунова уже получила от Алехиной и Толоконникой доверенности на представление их интересов. Когда она посетит своих новых подзащитных в колониях (Толоконникова сидит в Мордовии, Алехина — в Пермском крае), правозащитник сказать затруднился.
Экс-защита Pussy Riot с Хруновой пока не сотрудничает, но не отрицает, что придет на помощь в случае необходимости. «Ирина Хрунова пока что к нам не обращалась, но, если обратится за наработками, мы, конечно, будем обсуждать, что, как и в каком объеме мы будем ей передавать», — заявил Полозов.
Спор о причинах смены защиты Pussy Riot возник незадолго до обжалования приговора, когда Екатерина Самуцевич внезапно отказалась от своих адвокатов, предпочтя им Хрунову, и спустя несколько часов оказалась на свободе с условным наказанием. Тогда Толоконникова и Алехина утверждали, что от своих адвокатов отказываться не будут, но при этом не осуждают решение подруги.