Дело молдаван против России рассматривала большая палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Первоначально 170 человек, проживающих на территории непризнанного государства Приднестровье, подали жалобу против России и Молдавии.
Они утверждали, что из-за политических неурядиц страдает их право на образование.
Притеснения связаны с законом непризнанной республики, который был принят в 1992 году. В нем прописано, что один из государственных языков, молдавский, должен на письме использоваться только в кириллице. С 1994 года использование латинского написания было запрещено и каралось административным наказанием. С того года власти Приднестровья начали закрывать школы, в которых молдавский язык преподавался в латинице. Между тем молдавская кириллица нигде, кроме Приднестровья, не используется, что затрудняло дальнейшую жизнь для выпускников школ.
Закрыты были три школы. В 2002 году полицейские силой заставили учеников и учителей средней школы имени Штефана чел Маре покинуть здание. Руководство учреждения было вынуждено найти новое помещение на территории, контролируемой властями Молдавии, — в 20 километрах от города, где жили ученики.
Ежедневно около 200 детей вынуждены проходить процедуру досмотра на границе Приднестровья, чтобы попасть в школу.
В 2004 году таким образом была выселена и школа «Эврика». Тогда же в школе им. Александра чел Буна были отключены электричество и вода, ее директору пришлось искать здание в другом городе. Все новые помещения были хуже оборудованы. Впрочем, молдавское правительство пошло навстречу педагогам, оно выплачивало им зарплату, предоставило учебные материалы, а также школьные автобусы. Но власти Приднестровья начали давить на родителей детей, которые посещали молдавские школы, в том числе угрожая им проблемами на работе, утверждали заявители.
В итоге с 2000 по 2009 год численность учеников школ «Эврика» и им. Александра чел Буна сократилось наполовину, а школу им. Штефана чел Маре покинуло три четверти детей.
Заявители подали иск к Молдавии, потому что ранее ЕСПЧ признал, что формально Приднестровье попадает под ее юрисдикцию, а к России — поскольку та оказывала поддержку непризнанной республике.
Коллегия из 17 судей, рассмотрев иск, заявила, что Молдавия тут не при чем — ее власти помогали выселенным школам. По мнению судей, ответственность за проблему полностью лежит на России, так как Приднестровье не смогло бы продержаться 20 лет без ее помощи. В частности, как указано в решении ЕСПЧ, оставшиеся на территории Приднестровья российские военные снабжали сепаратистов оружием и боеприпасами, а затем устроили в селе Колбасна арсенал — один из крупнейших в Европе, значится в документе суда. Кроме того, Россия поставляла непризнанной республике газ, хотя власти Приднестровья не могли за него рассчитаться.
Представители России заявили, что не видят прямой причастности государства к тому, что случилось с учителями и учениками, но согласились, что оказались вовлечены в кризис школ в качестве третьей стороны.
Отрицая экономическую поддержку Приднестровью, российские юристы добавили, что РФ предоставляла питание для школ, тюрем и больниц, что можно сравнить с оказанием гуманитарной помощи.
Тем не менее судейская коллегия 16 голосами против одного вынесла вердикт, что Россия своей помощью режиму Приднестровья способствовала притеснению молдавских школ.
«Суд признал, что нет каких-либо доказательств прямой причастности России или ее одобрения языковой политики и мер в отношении заявителей, — сказано в решении суда. — Тем не менее в соответствии принципами прецедентного права суд ранее установил, что Россия осуществляла эффективный контроль над Приднестровьем в течение рассматриваемого в иске периода (с 2002 по 2004 год. — «Газета.Ru»), поэтому нет необходимости определять, контролировала ли она политику и действия местных администраций».
ЕСПЧ постановил, что Россия должна выплатить каждому заявителю по 6 тыс. евро в качестве возмещения морального вреда, а также 50 тыс. рублей за судебные издержки. Общая сумма составит 1 млн 70 тыс. евро.