На Алтае пойман журналист газеты «Листок» Руслан Макаров, который сбежал из психиатрической больницы в конце сентября. О том, что правоохранительным органом удалось задержать корреспондента «Листка», во вторник сообщили в следственном управлении Следственного комитета по Республике Алтай.
«Макарова задержали вчера в Горно-Алтайске около семи часов вечера, он передвигался в машине. Сейчас он находится в изоляторе временного содержания, решается вопрос об изменении ему меры пресечения на заключение под стражу. Ранее, когда он находился в психиатрической больнице, с него была взята подписка о невыезде и надлежащем поведении», — рассказал представитель ведомства, которого цитирует РИА «Новости».
«Газете.Ru» в республиканском СУ СК рассказали, что вопрос о мере пресечения в отношении Макарова решится в среду. При этом там не смогли пояснить, будет ли подниматься вопрос о повторном помещении Макарова в психиатрическую больницу. «Об этом сказать не могу. Но повторная психиатрическая экспертиза Макарова будет. Не знаю, в какой форме она будет назначена: амбулаторно или стационарно», — сказал представитель следственного управления.
Руслан Макаров подозревается в том, что угрожал губернатору республики Александру Бердникову.
По версии следствия, Макаров дважды заявил о желании убить главу региона. Как ранее писала «Газета.Ru», сначала журналист заявил о своих преступных планах 11 июля 2012 года на приеме у врача-психиатра Усть-Коксинской районной больницы, а затем в иске против губернатора, который Макаров сам направил в суд. Уголовное дело в отношении Макарова по ч. 2 ст. 119 УК (угроза убийством по мотивам политической ненависти) республиканские следователи возбудили в середине сентября.
Само по себе противостояние между журналистом и главой региона длится больше года. Как отмечал «Газете.Ru» главный редактор «Листка» Сергей Михайлов, Макаров в своих материалах обличал местных чиновников, за что и поплатился. «Он писал про уникальные Мультинские озера, на которых якобы хотят поставить ГЭС, а все жители местных сел выступают против. Писал про проблемы с выплатами денег опекунам детей-сирот. Макаров посчитал, что деньги не выплачиваются полностью, и обвинил губернатора в воровстве», — говорил Михайлов.
В июне этого года Александр Бердников назвал Макарова «психически больным человеком». Это произошло на сессии госсобрания республики: губернатор комментировал ситуацию вокруг протестов населения в связи с планами строительства Мультинской ГЭС.
«Там есть где-то Макаров, психически больной человек, корреспондент газеты «Листок», это он все подогревает, пишет»», — говорил Бердников.
У журналиста действительно есть проблемы с психическим здоровьем, но разглашение Бердниковым этой информации он посчитал незаконным: Макаров убежден, что, разгласив данные о его болезни, губернатор причинил ему душевные страдания и нарушил врачебную тайну. Макаров направил иск в суд, превратив документ в нечто вроде фельетона, который он предварительно опубликовал в газете. В своем иске Макаров требовал от губернатора 13 млн рублей компенсации: вырученные деньги он пообещал отправить на благотворительность — «повышение культурного уровня членов партии «Единая Россия» и борьбу с алкоголизмом». Проблемы с законом вызвали слова, которые Макаров употребил в дополнении к иску. Макаров писал, что в связи с нанесенной ему душевной травмой он был вынужден обратиться к психиатру, который, узнав о его противостоянии с губернатором, отказался проводить обследование.
«Вследствие данного отказа и отсутствия иной квалифицированной психотерапевтической помощи в районе истец вынужден был справляться с нахлынувшими мыслями, чувствами и эмоциями сам. Через некоторое время истец пришел к решению убить ответчика, так как только его кровь могла смыть позор обесчещивания, и начал подготовку к этому, но могучим усилием воли взял себя в руки и решил попробовать для начала добиться справедливости законным путем. Но мысли и чувства не отпускают его до сих пор. Истец считает полное восстановление справедливости в данном вопросе делом своей чести», — писал Макаров в дополнении к иску.
9 августа суд приступил к рассмотрению иска Макарова против губернатора, 31 августа судья квалифицировала слова Макарова в его иске как угрозу убийством. 6 сентября в доме у Макарова прошел обыск, на какой-то момент он скрылся от следствия, но вскоре объявился. 14 сентября неожиданно для главного редактора «Листка» Макарова насильно поместили в психиатрическую больницу: суд о принудительной госпитализации состоялся лишь через три дня — 17 сентября. Через несколько дней Макаров сбежал.
У Руслана Макарова раньше уже были проблемы с законом, и его лечили в психиатрической клинике.
В 2004 году он пытался получить от Банка Москвы 13 млн рублей: чтобы его требования казались убедительными, он мастерил взрывные устройства и подкладывал их в офисы банка.
Бомбы взрывались, но пострадавших не было. После того как Макарова поймали, его сразу поместили в психбольницу, в которой он провел 10 месяцев. Через некоторое время журналист переехал в Республику Алтай. В правозащитной ассоциации «Агора», сотрудники которой представляли в судах главного редактора «Листка», не раз заявляли, что помещение Макарова в психиатрический стационар незаконно. «В данной ситуации, разумеется, никакой угрозы убийства нет. Это сатирический текст, такой жанр. Есть постановление пленума Верховного суда, в котором говорится со ссылкой на международные нормы, что сатира и фельетоны не должны быть основанием для уголовного преследования. Если бы это был личный дневник журналиста, тогда еще можно было бы о чем-то говорить», — заявлял «Газете.Ru» юрист «Агоры» Рамиль Ахметгалиев. Он пояснял, что юридически угроза убийством должна быть реальной: человек должен предпринять некие действия, указывающие на угрозу убийства.
Руководитель «Агоры» Павел Чиков считает, что «оснований для принудительной госпитализации журналиста не было». «Он не представляет какой-либо угрозы жизни и здоровью ни главы республики, ни кому-либо другому, ни самому себе. Но для такого однозначного утверждения необходимо его личное обследование независимым от алтайских властей психиатром», — подчеркнул правозащитник.