Онлайн-репортаж с суда над Pussy Riot
Онлайн-репортаж «Газеты.Ru» из Мосгоруда, где рассматривается кассационная жалоба на приговор участницам панк-группы Pussy Riot
Во дворе перед Мосгорсудом собрались около сотни человек. Выделяются две группы. В одной — полсотни православных, в основном бабушки в платочках и с иконами в руках. Они кричат: «Христос воскрес! Воистину воскрес!». Напротив группа в 30–40 человек, которые кричат: «Свободу Pussy Riot». Один из активистов сообщил, что, пока шло судебное заседание, охрана и приставы не задерживали никого. Только в самом начале был перекрыт вход во двор суда, люди скапливались за оградой. Позже ворота снова открыли.
Отец Екатерины Самуцевич заявил, что он «ничего не понимает» в том, что произошло в зале суда. Адвокат защиты Марк Фейгин пояснил, что в конце прошлой недели он передавал письмо отца к Екатерине. «Судя по всему, в нем отец просил Катю отказаться от своего решения, но она не послушала», — добавил адвокат.
Адвокаты, выйдя из здания суда, пояснили журналистам, что они поддержали решение Самуцевич, так как не могли ему помешать. «Мы уважаем решение подзащитной, — заявил адвокат Николай Полозов. — Теперь, к сожалению, мы не сможем навестить Самуцевич в СИЗО, только если она не выскажет соответствующего желания». Он добавил, что это ходатайство может помешать всей их стратегии защиты. Полозов не исключил, что решение суда по кассационной жалобе может оказаться разным для обвиняемых.
Около здания Мосгорсуда собрались православные активисты. Они кричат: «Аллилуйя!». Их противники поют песни, стараясь перекричать православных.
Судебная коллегия объявила, что удовлетворяет ходатайство осужденной Екатерины Самуцевич.
В процессе объявлен перерыв до 10 октября. Следующее заседание состоится в Мосгорсуде в 11.00.
В зал судебных заседаний запустили фотокорреспондентов, которые сделают кадры осужденных, находящихся за решеткой. Затем начали запускать всех остальных. Приставы встали цепью у двери зала суда и пропускали родственников исключительно по документам. Приставы пытались убедить журналистов «сделать проход» восклицаниями «Пропустите маму!». Имеется в виду — мать Марии Алехиной. Журналистов пропускали также только по пресс-картам. Журналисту «Газеты.Ru» удалось попасть в зал благодаря пресс-секретарю суда, которая попросила приставов помочь корреспонденту пройти сквозь толпу собравшихся.
Родителей осужденной Марии Алехиной и отца второй осужденной Екатерины Самуцевич пока не видно. Однако сегодня пришел отец третьей осужденной Надежды Толоконниковой — Анатолий Толоконников. На процессе в Хамовническом районном суде он ни разу не присутствовал.
Отказав в ходатайстве Самуцевич, председательствующий судья все-таки предложил судебной коллегии удалиться на совещание по этому вопросу. Объявлен перерыв.
Судья отклонил ходатайство Самуцевич об отказе от адвоката. «Нет данных о заключении договора с другим адвокатом. Кроме того, Самуцевич не пояснила, в чем расхождения (ее мнения с позицией защиты)», — заявил судья. Однако осужденную это не удовлетворило. «Вы не имеете права, я осталась без защитника! Как вы можете рассматривать дело без защитника?!» — говорит Самуцевич. Она передала судьям свое письменное заявление и заявила, что не будет ничего комментировать. Звонкий и пронзительный голос Самуцевич, приглушенный стеклянными стенками «аквариума», срывается: «У меня по УПК есть еще пять дней на предоставление договора!». Тогда судьи обращаются к другой осужденной — Надежде Толоконниковой, пытаясь выяснить, действительно ли нет защитника для Самуцевич. У Толоконниковой спрашивают, кто ее защищает в суде кассационной инстанции (для этого процесса девушки должны отдельно заключить договор). «Вообще-то все трое, но здесь, видимо, Фейгин, как тут выяснилось», — поясняет она. Судья объясняет, что ордер на ее защиту представил только Марк Фейгин. Алехина также объясняет, что ее интересы представляют все трое, но на этом этапе ее лично защищает Николай Полозов.
У здания Мосгорсуда собралось много видеооператоров и фотографов различных каналов. Активисты к зданию суда пока еще не подтянулись — только стоит один «дежурный» сторонник Pussy Riot (он постоянно находился у Хамовнического суда во время процесса) с плакатом «Гундяй не пройдет, Pussy не пыль». В холле у зала суда стоит большой экран, на него будут выводить прямую трансляцию заседания. Кроме журналистов, тут находятся несколько представителей движения «Святая Русь».
Адвокат Самуцевич Виолетта Волкова призывает уважать мнение подзащитной, объясняя, что согласна с отводом. На единодушие осужденных и их защиты обращает внимание адвокат потерпевших Лариса Павлова. «Мы присутствуем сегодня при домашней заготовке адвокатов», — говорит Павлова. «Некоторые противоречия, вероятно, возникли у них в ходе личных бесед», — предположила она. «Либо это неквалифицированность адвокатов, либо попытка представить суду такую мутную ситуацию, чтобы был повод отложить дело». «Если вы посмотрите жалобу Самуцевич, вы увидите, что она похожа на жалобы адвокатов с просьбой отменить приговор». Судья пытается остановить речь Павловой и объясняет, что они обсуждают заявление Самуцевич, а не приговор и предыдущие моменты. »(Высказывайте) ваше мнение», — терпеливо, но упорно настаивает судья. Адвокат потерпевших Лев Лялин просит обеспечить всех подзащитных адвокатами. Прокурор также просит предоставить всем подзащитным право на адвоката.
Накануне адвокат осужденных Николай Полозов заявил, что ему стало известно от третьих лиц о том, что Екатерина Самуцевич планирует отказаться во время рассмотрения кассации от своего адвоката. Он выразил недоумение, так как в пятницу он вместе со вторым адвокатом Марком Фейгиным навестил в СИЗО девушек, и они вместе выработали стратегию. Однако в субботу к осужденным пришли члены Общественной наблюдательной комиссии, и уже после этой встречи Самуцевич изменила свое мнение. Полозов назвал это попыткой раскола стратегии защиты.
Осужденная Екатерина Самуцевич подала ходатайство об отказе от адвоката Виолетты Волковой, сообщают в Twitter находящие в здании суда. Она добавила, что с новым адвокатом у нее еще не подписан договор. Самуцевич говорит, что «ее позиция по уголовному делу не совпадает с их позицией». Судья спрашивает, в чем не совпадает, но Самуцевич не хочет об этом говорить, пока в зале не будет ее адвоката. Адвокаты защиты поддержали Самуцевич, хотя ранее высказывали другую позицию. Осужденные Надежда Толоконникова и Мария Алехина также поддержали Екатерину. Один из адвокатов потерпевших Лев Лялин поддержал ходатайство осужденной. Второй адвокат потерпевших Лариса Павлова предложила все-таки начать рассматривать дело, чтобы Самуцевич пояснила, в чем она несогласна со своими защитниками.
Судебное заседание началось. На процессе присутствуют три судьи. Один из судей открывает судебное заседание и запинается на фразе: «Защиту осуществляет...». Активистки представляются и говорят, что каждую из них защищают все три адвоката. Кроме их защитников, в зале еще два адвоката — адвокат Лев Лялин, представляющий интересы потерпевшего — охранника храма Христа Спасителя Сергея Белоглазова, и адвокат Лариса Павлова, представляющая интересы второй потерпевшей — свечницы ХХС Любови Сокологоской.