В среду в Мосгордуме прошел «круглый стол», посвященный государственной политике в сфере здравоохранения в Москве. Организатором его выступила фракция КПРФ. Наиболее жаркую дискуссию вызвала реформа амбулаторно-поликлинического звена, к моменту начала которой в 2011 году в городе было около 500 отдельных поликлиник — от ведомственных до обычных участковых.
Теперь на их базе создается трехуровневая система предоставления медицинских услуг.
На первом уровне — то есть в участковых поликлиниках, которые лишаются юрлица, будут оказывать первичную медико-санитарную помощь и лишь некоторые, наиболее востребованные виды первичной специализированной медпомощи. Вторым уровнем станут амбулаторно-поликлинические объединения, создаваемые на базе крупных городских поликлиник. Всего их в Москве будет 47, в среднем по четыре-пять в каждом из десяти округов. В каждое объединение войдут по четыре-пять участковых поликлиник со своими пациентами. В головной, оснащенной по последнему слову техники, поликлинике будут сконцентрированы узкие специалисты. Третий уровень – консультационно-диагностические центры, являющиеся структурными подразделениями стационаров, а также диспансеры и научно-практические центры, оказывающие помощь на догоспитальном этапе и после выписки больных из стационара.
В полную силу новая система заработает с начала 2013 года, но первые ее результаты, по мнению многих участников «круглого стола», существенно отличаются от декларированных.
По словам выступавших, оставшиеся без юридического статуса районные поликлиники лишаются ряда лицензий и профильных специалистов. Из-за этого пациенты вынуждены ездить в другие районы, где расположены головные центры объединений с диагностическими центрами. А в шаговой доступности у горожан остаются лишь коммерческие медцентры.
По мнению зампреда регионального отделения по ЮВАО Москвы общероссийского общественного движения «Всероссийский женский союз – надежда России» Галины Андриановой, новая система превращает посещение поликлиник «в хождение по мукам». «В участковой поликлинике больного не обследуют, но в нее все равно надо прийти за направлением к специалисту, — рассказала она. — Затем надо добраться до диагностического центра. Так, районная поликлиника №89 в Кузьминках отправляет на УЗИ в диагностический центр №9 в Марьино. Добираться туда очень неудобно, и запись на месяцы вперед. На маммографию отправляют в диагностический центр на Нижегородской улице. Надо доехать до Рязанки, затем на троллейбусе до Нижегородской улицы. При этом запись на обследование по телефону не ведется, нужно подъезжать лично. Если же потребуется более глобальное обследование – МРТ или КТ, тот же самый путь надо пройти в центры третьего уровня. В общем, скорее окажешься на кладбище».
Кроме того, как отмечали выступавшие, концентрация больных в полусотне объединений может привести к нарушению нормативов оказания медицинских услуг и снижению их доступности. А участие поликлиник в стационарозаменяющих технологиях – к улучшению статистики в ущерб качеству и бесплатности медицинской помощи.
По мнению лидера фракции КПРФ в столичном парламенте Андрея Клычкова, новая система выгодна в первую очередь частным клиникам, работающим по более удобной для пациентов «одноуровневой» системе.
«Оставшиеся при трехуровневой системе без юрлица участковые поликлиники лишены лицензий и узких специалистов. И если у человека заболел живот или спина, он должен сходить за направлением в свою поликлинику, а потом поехать с этим направлением, чтобы отсидеть с ним в очереди в поликлинике второго уровня. Конечно, он будет искать место, где ему помогут быстрее. В итоге это будет способствовать развитию платной медицины и ее полной коммерциализации», — считает депутат.
Кроме того, по мнению Клычкова, при новой системе из внимания городского здравоохранения выпадает еще одна его важная задача – предупреждение и ранняя диагностика болезней. «Получается, что огромные бюджетные деньги тратятся только на реорганизацию аппарата управления и оснащение оборудованием, — отмечает он. – И то с учетом маршрута, который должен пройти больной до этого оборудования, медпомощь будет опаздывать. Думаю, этот вопрос еще потребует разбирательств, и эти разбирательства будут уже по конкретным фактам».
Присутствовавшие на «круглом столе» представители городского департамента здравоохранения, в свою очередь, говорили, что проявляющиеся в ходе реформирования системы проблемы – просто «трудности роста». По словам директора управления здравоохранения Южного административного округа Андрея Белостоцкого, если ранее в округе на 38 отдельных поликлиник был один полученный 10 лет назад компьютерный томограф, то сейчас – семь объединений, в каждом из которых будет томограф, а также четыре аппарата МРТ. «Раньше очередь на высокотехнологичное обследование составляла 4–5 месяцев, теперь очереди не будет вообще, — пообещал он. – Не будет проблем и с лицензированием. У всех поликлиник лицензии разные. Теперь будет общая, причем на все необходимые виды медпомощи».
В тот же день свое мнение по проводящейся реформе изложил журналистам заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников.
По его словам, доступность медпомощи не сводится к «шаговой доступности».
В шаговой доступности останутся отделения общей практики – терапевтические, сообщил он: здесь окажут первую помощь, проведут первоначальное обследование (в частности, УЗИ скринингового, не экспертного, уровня) и при необходимости направят к узкому специалисту. Специализированные отделения будут действовать на втором уровне поликлинического объединения.
«Необходимо обеспечить этапность, — объяснил Печатников. — У нас есть жалобы: «Не могу записаться к кардиологу». Но не может сам пациент понять, нужен ли ему действительно кардиолог. Возможно, у него межреберная невралгия. Система будет построена так: установив, что это именно невралгия, в отделении общей практики человеку сначала снимут боль, затем назначат МРТ, и уже с результатами обследования сами запишут к неврологу. Так работает вся европейская и американская модель здравоохранения. И здесь не надо изобретать велосипед».
При этом централизация узких специалистов на втором уровне поликлинического объединения позволит обеспечить четкий прием больных вне зависимости от места жительства, обещает заммэра. И таким образом, доступность специализированной помощи возрастет. «Руководитель специализированного отделения (например, проктологического) этого объединения будет отслеживать, где есть специалисты. И они не будут «высиживать время», а станут принимать людей из других поликлиник», — рассказал Печатников.
Впрочем, заммэра не обещает, что специализированная помощь будет экстренной, планового приема у узкого специалиста все равно придется какое-то время подождать.
Тем не менее, по словам Печатникова, специализированная помощь в рамках объединения наконец станет действительно таковой — в отличие от тех медуслуг, которые оказывают до сих пор в большинстве маленьких участковых поликлиник. «Такие поликлиники абсолютно не готовы к современному уровню оказания помощи из-за своего плохого оснащения, — считает он. — Если на дверях маленького кабинета написано «уролог», но в нем нет ничего, кроме перчатки и вазелина, это не урологическая консультация. В лучшем случае принимающий в таком кабинете специалист определится, какие нужны консультации, и все равно назначит исследования в объединении. Сегодня мы оснащаем специализированные отделения так, что они не будут отличаться от стационаров».
Кстати, по мнению Печатникова, и сами врачи-специалисты всегда стремились из поликлиник в лучше оснащенные стационары потому, что хотели работать на более современном уровне и расти в профессиональном плане.
Результатом модернизации системы здравоохранения должно стать снижение количества коек в стационаре, причем произойдет это естественным путем, объяснил Печатников. «Во всем мире 70% проблем решается на амбулаторно-поликлиническом этапе. А в стационар людей направляют тогда, когда по-другому уже нельзя. Сейчас, когда благодаря современному оснащению часть проблем возьмет на себя амбулаторное звено, число госпитализаций будет уменьшаться», — считает он. С одной стороны, плановые пациенты будут приходить в стационары полностью обследованными. С другой — стационары уже не будут бояться передавать больного в такие поликлиники.
Второй задачей, которую решает городская реформа здравоохранения, стало объединение различных медучреждений в единые службы, рассказал Печатников.
«Когда-то женская консультация была амбулаторным подразделением роддома, потом их разделили. В результате во время беременности женщины наблюдались в плохо оснащенных консультациях, не имеющих возможностей для серьезного обследования. Сегодня мы возвратили старую систему. И теперь главврач роддома несет ответственность с момента первого обращения женщины в консультацию до ее выписки из роддома», — рассказал он.
То же касается и психиатрии: сейчас психдиспансеры стали амбулаторными подразделениями больниц, главврачи которых несут ответственность за больных и после их выписки из стационара. А многочисленные московские кожвендиспансеры стали филиалами Единого научно-практического кожно-венерологического центра во главе с главным специалистом департамента здравоохранения города. Кроме того, в Москве ликвидируются монопрофильные больницы, так как только в многопрофильных стационарах больные могут своевременно получить всю необходимую помощь. «Вертикаль власти в медицине – это вертикаль ответственности за пациента», — резюмировал Печатников.
Что до предупреждения и профилактики болезней, то это, по мнению заммэра, зависит от самих людей. «Никакая диспансеризация не будет эффективной до тех пор, пока культура населения не будет такой, чтобы люди начали заниматься своим здоровьем, — заявил Печатников. — Следить за своим давлением, уровнем сахара в крови, регулярно делать рентген легких и маммографию. У нас есть все возможности для диспансеризации – мы выполняем все федеральные программы. Но загонять людей в Центры здоровья палкой мы не можем. Это проявление общей культуры населения. А пока мы первые в мире по распитию алкоголя, вся диспансеризация гроша ломаного не стоит».