В среду утром в парке имени 50-летия Октября, расположенном рядом со станцией метро «Проспект Вернадского», собрались жители района Раменок, чтобы осудить ситуацию с массовым отравлением собак. Всего в центре парка было около двух десятков человек, в том числе и те, чьи собаки стали жертвами отравителей. Часть из собравшихся пришла с собаками, но надевать на своих лабрадоров, сеттеров и чихуахуа намордники жители не стали. Накануне неизвестные обклеили парк объявления с угрозами — они заявили, что раскидают повсюду фарш с ядом бледной поганки и мелкими рыболовными крючками, если все собаки с этих пор не будут ходить только в намордниках.
«Эти люди добились одного — в парке вчера и сегодня практически нет детей, а тех, кто еще тут гуляет, родители крепко держат за руку и не дают бегать по траве, в которой может быть яд», — говорили собаководы, показывая на пустые дорожки.
Кто разбрасывал по парку яд и расклеивал объявления, жители до сих пор не знают. «Это может быть не один человек, а несколько», — говорили они. А недавно в парке кто-то видел подозрительного мужчину в темной одежде и теплых перчатках. Один из собаководов Всеволод Аравин предположил, что травлей мог заниматься человек, ребенка которого покусала собака (впрочем, подобных случаев в парке собравшиеся не припомнили). «Догхантеры — трусливые люди, — сказал он. — С хозяином какой-нибудь бойцовской собаки они разбираться не будут — вместо этого кинут в траву отраву, от которой погибнут и большие, и маленькие собаки, — говорит он. — А если теперь ребенок потрогает приманку и отравится, другим родителям за берданку придется хвататься?»
По словам собравшихся, территория, где разбрасывают отраву, не ограничивается парком.
«Странные куски мяса находили не только в парке, но и на прилегающих улицах — Удальцова, Мичуринском проспекте, около детских садов и школ», — сообщила Ольга Быкова. Вечером 16 сентября ее 10-летний золотистый ретривер Брайс заболел сразу после прогулки в парке. «Он начал трястись, потом отказали задние ноги, — вспоминает Быкова. — Когда мы привезли его в ветклинику «Шанс», он тяжело дышал, потом рухнул в судорогах. Врач сразу спросил: «Вы с Вернадского?» Он уже знал, какие лекарства нужны, сидел с собакой до шести утра. По его словам, из-за отравы у собаки словно отключились нервы, что-то с мозгом произошло. Брайсу вроде стало лучше. Но потом снова началось — живот раздулся, глаза стали закатываться. Он бился головой о пол. Я его пыталась удержать, но он очень тяжелый. Врачи сказали, что сделали все что могли. Тогда мы решили усыпить его. Не могли видеть, как он мучается». Быкова подала в УВД Раменки заявление с требованием возбудить уголовное дело против отравителей собаки. Пока полиция не приняла решения: доследственной проверкой сейчас занимается местный участковый.
Одной из первых жертв злоумышленников стал другой золотистый ретривер Оскар. «У меня три собаки, все ретриверы, и я не выпускаю их из вида на прогулке, так как всегда убираю за ними, — рассказал потерявший собаку Игорь Лукин, вынимая из кармана рулон синих пакетов. — Я увидел, что Оскар забежал в кусты, но через пять секунд выбежал и возмущенно фыркнул. Вернув собак домой, я с супругой уехал, а вскоре позвонила дочка, сказала, что у Оскара пена изо рта, глаза бешеные, судороги. Мы повезли его в ветклинику на Шаболовку. По дороге я держал ему язык, чтобы он не задохнулся, делал искусственное дыхание. Врачи поставили ему прямой укол в сердце, но потом сказали, что пес умер еще в машине».
У вест-хайленд-уайт-терьера Ларри симптомы отравления появились 14 сентября. На этот раз ветеринарам удалось спасти собаку, рассказала его владелица Александра Банных. «Он жив, жив, — говорила Банных обступившим ее соседям по району. — Он выставочный. Щенка брали за 26 тысяч рублей».
Во вторник жители заявляли, что будут патрулировать парк, чтобы остановить отравителей. Но в среду они признались, что сделать это будет сложно. «Даже если мы увидим этих людей, как мы их схватим?» — говорили женщины. Сейчас те, кто может, временно вывозят собак на дачи.
В полиции заявили, что сотрудники правоохранительных органов «работают в парке» в штатском, и призвали всех владельцев отравленных животных в ближайшее время написать заявления.
«У нас на сегодня 14 заявлений, которые поданы в УВД «Раменки» и УВД «Проспект Вернадского», — сообщила «Газете.Ru» руководитель пресс-службы УВД по Западному округу Москвы Юлия Макарцева. — Идет проверка информации». Но, говорит она, отравленных собак, судя по всему, существенно больше, и полиции нужны заявления от всех пострадавших. Кроме того, расследованию поможет любая информация о подозрительных людях.
«Полиция просит людей в парке быть более бдительными. Если вы что-то увидели, просим немедленно звонить 02. Наряд полиции тут же прибудет на место», — заявила Макарцева.
По ее словам, несколько вызовов уже было, правда, тогда оказалось, что отдыхающие просто кормили птиц. В связи с этим в полиции попросили не разбрасывать предназначенную для птиц крупу по парку, а насыпать ее в кормушки. Кроме того, в полиции сообщили, что до сих пор не располагают образцом отравленной приманки, сказала Макарцева (ранее в ветеринарной клинике «Лебеди» сообщили, что жители принесли на исследование один из ядовитых шариков, но оттуда информации пока не поступало).
Каким образом будут очищать парк от отравы, непонятно. Связаться с районной управой в среду не удалось. В то же время на ситуацию в Раменках отреагировали столичные власти.
Как заявил в среду заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, он «резко осуждает» отравителей, однако должен признать, что большинство владельцев собак игнорируют даже те недостаточные требования к их содержанию, которые существуют в России.
В парке имени 50-летия Октября есть хорошо оборудованная собачья площадка, отметил он: «Мы ремонтировали этот парк несколько лет назад, и там есть места для выгула собак». По мнению Бирюкова, специальных мест для выгула собак в Москве много: в настоящее время собачьи площадки в обязательном порядке организовуют в каждом городском микрорайоне, определены для этого места и в каждом московском парке, но большинство владельцев собак предпочитают ими не пользоваться. «Из-за этого иногда возникают конфликтные ситуации между хозяевами собак и другими людьми», — считает чиновник.
На сегодняшний день жизнь животных в Москве, в том числе вопросы выгула собак, регулируется тремя документами.
Это городской Кодекс об административных правонарушениях (глава 5 — «Административные правонарушения в области обращения с животными»), постановление правительства Москвы № 819-ПП от 19 октября 2002 года «О формировании системы управления и финансирования комплекса мер по улучшению содержания, использования и охране животных в городе Москве» и распоряжение тогдашнего первого вице-премьера правительства Москвы Бориса Никольского № 403-РЗП от 19 июля 2001 года «О дополнительных мерах по организации и выполнению работ по регулированию численности безнадзорных животных методом стерилизации в Москве». В приложении к этому распоряжению есть «Регламент по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бродячих кошек и собак в Москве».
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, полная экипировка собаки — то есть поводок и намордник — требуется только в «магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте». Запрещен выгул животных «на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними». Кроме того, оштрафовать могут за прогулки с собакой без поводка «на природных и озелененных территориях, а также на особо охраняемых природных территориях».
Два года назад Мосгордума приняла в двух чтениях законопроект «О содержании домашних животных в городе Москве», в котором более подробно расписывались правила выгула животных. Однако дальнейшее его рассмотрение было приостановлено: как объясняют в мэрии, в связи с необходимостью дождаться аналогичного федерального закона.
На федеральном уровне ситуация еще хуже: ни одного действующего закона нет.
Принятый в трех чтениях в 1999 году Госдумой и одобренный Советом федерации закон «О защите животных от жестокого обращения» был в 2000 году отклонен президентом Владимиром Путиным. И на сегодняшний день вопросы обращения с животными регламентируются кодифицированными законами: Уголовным кодексом (ст. 245) и Гражданским кодексом (ст. 137 — «Животные», признающая животных имуществом и распространяющая на них общие правила об имуществе). А также постановлением Совета министров РСФСР № 449 от 23 сентября 1980 года «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР».