Во вторник первый арбитражный апелляционный суд во Владимире обязал Российскую православную автономную церковь (РПАЦ) вернуть государству мощи святых преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Таким образом суд подтвердил законность решения суда первой инстанции.
Мощи были истребованы в мае арбитражным судом Владимирской области.
Иск об изъятии мощей поступил в суд 17 февраля от Росимущества, дело вела судья Ирина Бутина. Как заявляли ранее представители Владимирской епархии Русской православной церкви (РПЦ), в 1988 году мощи святых были переданы на вечное хранение в Цареконстантиновский храм Суздаля. В 1990 году архимандрит Суздальской епархии РПЦ Валентин (Русанцов) перешел под юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) и организовал Российскую православную свободную церковь, через восемь лет ставшую РПАЦ, за которой остался в том числе и Цареконстантиновский храм, где были упокоены мощи.
Во Владимирской епархии это расценили как захват храма «вместе с находившимися в нем мощами» и подали в суд.
В решении суда говорится, что РПАЦ была зарегистрирована как юридическое лицо уже после передачи мощей, что лишает ее правовых оснований на владение святынями. Таким образом, представители РПАЦ также не смогли доказать право собственности.
Но в религиозной организации по-прежнему утверждают, что выполнить решение суда все равно не могут, потому что мощей у них нет.
«Мощи, которые у нас отбирают, нам никогда не передавались, поэтому в нашем владении они не находились и возвратить то, что мы не получали, невозможно», — рассказывал ранее «Газете.Ru» представитель РПАЦ Александр Солдатов. Кроме этого Солдатов сомневался, что, даже если приставы обнаружат в РПАЦ мощи, они смогут опознать именно те, которые им нужны. «Возможно, они находятся в деревянных раках под облачением в зашитых мешочках в домовом храме покойного митрополита РПАЦ Валентина Русанцова. Но никто никогда не вскрывал эти мешочки, и невозможно доказать, что это мощи.
Если придут судебные приставы и перед ними выложат разные останки, непонятно, как выбирать нужные», — заявлял он.
Во вторник источник в РПАЦ сообщил «Газете.Ru», что, по данным организации, в 1988 году мощи отдали общине Цареконстантиновского собора, то есть физическим лицам — Валентину Русанцову, который возглавил РПАЦ, выйдя из юрисдикции РПЦ, старосте собора Макаровой и священнику Валентину Мищуку. Русанцов и Макарова умерли, Мищук стал митрополитом Оренбургским и Саракташским. Несмотря на то что представители РПАЦ неоднократно говорили об этом в суде, указанных лиц и их наследников к делу не привлекали, утверждает собеседник. Ранее в 2009—2010 годах Росимуществу удалось отсудить у РПАЦ несколько храмов, в том числе Цареконстантиновский храм в Суздале и еще десять церквей. Основной аргумент истца состоял в том, что с РПАЦ не были заключены договоры о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование.
В РПАЦ называют бесконечные судебные тяжбы с Росимуществом «гонениями» и связывают нынешнее решение суда с предстоящим визитом в Суздаль патриарха Кирилла.
«В 20-х числах в Суздаль приедет патриарх и наверняка захочет получить какой-нибудь трофей, например, мощи святой Евфросиньи, тем более что в этом году исполняется 800 лет со дня ее рождения», — заявил источник в РПАЦ.
В РПЦ доводы Российской православной автономной церкви считают несостоятельными.
«Данная организация приводит в свою защиту аргумент, что мощи якобы были изъяты и уничтожены. Но чему же тогда поклонялись многие верующие в этом храме? — заявил «Газете.Ru» председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин. — Для православных верующих мощи — это великая святыня. Если они действительно находятся в раке, это значит, что узкая группа людей, отделившаяся от Московского патриархата и РПЦЗ не дает возможность совершить богослужения перед этими почитаемыми святыми. А это граничит с кощунством».
На вопрос, как определить принадлежность мощей, он ответил, что «церковь верит тем, кто сохранял их из поколения в поколение». Однозначные оценки деятельности РПАЦ Всеволод Чаплин давать не стал, но напомнил, что «покойный руководитель РПАЦ обвинялся в развратных действиях по отношению к несовершеннолетним (после массовой кампании поддержки решение суда было отменено), но еще один представитель РПАЦ отсидел за педофилию и теперь не подчиняется нынешнему руководителю РПАЦ». «На мой взгляд, эта организация имеет тенденцию к еще большему раздроблению», — считает он.
Ранее эксперты объясняли, что в РПАЦ всеми силами не хотят отдавать святыню, потому что это фактически ликвидирует религиозную организацию. «Отделение от РПЦ стало одиозным расколом. И вслед за расколом Московский патриархат начал предпринимать определенные действия против РПАЦ, — пояснял замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Для того чтобы ликвидировать РПАЦ как явление, надо изъять у нее основные ресурсы — храмовые здания и святыни. Если нет храмов и святынь, то это малозаметная организация».