В Южноафриканской Республике в понедельник началась стихийная забастовка шахтеров, сообщает Associated Press. 15 тыс. сотрудников южноафриканской горнодобывающей компании Gold Fields International не вышли на работу. Всего на шахте работают 28 тыс. человек.
По словам представителей Gold Fields International, западный сектор рудника Kloof Driefontein Complex (KDC) встал еще в воскресенье вечером, а восточный продолжал работать в штатном режиме.
Предполагается, что шахтеры хотят повышения зарплаты. «Рабочие не предъявляли нам никаких требований, но характер забастовки напоминает другие протесты. Их зачинщики пытаются запугать своих коллег. Вчера они обошли все домики рабочих, чтобы убедить их не выходить на работу», — позже пояснил официальный представитель Gold Fields International Свен Ланш.
Генеральный секретарь Государственного союза шахтеров Франс Балени уточнил, что инициаторы забастовки пообещали тем, кто попытается выйти на работу, поджечь их дома. «Кроме того, некоторых шахтеров запугивает руководство компании. Стороны никак не могут прийти к мирному соглашению», — сказал Балени. В понедельник утром несколько топ-менеджеров компании отправились к шахте, чтобы на месте узнать требования рабочих. Чем завершились переговоры, пока неизвестно.
Ранее шахтеры бастовали в восточном секторе рудника KDC. 12 тыс. шахтеров не выходили на работу почти неделю. 5 сентября забастовка закончилась так же внезапно, как и началась. Поскольку рабочие так и не предъявили никаких требований, администрация шахты предположила, что причиной стали разногласия в профсоюзном движении.
Тем временем продолжается забастовка рабочих другой горнодобывающей компании.
Рудник «Марикана», принадлежащий британской компании «Лонмин», простаивает уже около месяца: шахтеры отказываются работать, пока им не повысят зарплату на 10% — до $1560 в месяц.
Около 4 тыс. рабочих собрали стихийный митинг недалеко от рудника. Некоторые из них были вооружены палками, копьями и мачете. Митингующие выкрикивали лозунги «Белые трясутся!» и «Полицейским, которые убили нас, страшно!». В 50 метрах от толпы стояли вооруженные полицейские.
Отчаявшихся шахтеров не останавливает даже гибель их коллег в середине прошлого месяца. Как минимум 44 человека погибли на шахте «Лонмин», когда полицейские открыли огонь по бастующим. Представители силовиков тогда объяснили, что это была самозащита, но в ходе расследования выяснилось, что под полицейские пули угодили в основном те, кто пытался сбежать с места происшествия и сдаться полиции. Правозащитная организация ЮАР «Правовой исследовательский центр» нашла свидетелей «бессмысленных и жестоких убийств». «Полиция стреляла в тех, кто прятался за камнями или пытался сдаться», — заявил один из очевидцев происшествия. Со стороны полицейских также было двое погибших.
После расстрела шахтеров компания «Лонмин» провела переговоры с представителями шахтеров и на прошлой неделе подписала мировое соглашение практически со всеми профсоюзами рабочих, которые бастовали на платиновом руднике «Марикана» в ЮАР. Единственной организацией, которая не стала подписывать соглашение и до сих пор «настроена воинственно», стал профсоюз «Ассоциация шахтеров и строителей». Несмотря на итоги переговоров, на работу в понедельник явились лишь 6,3% рабочих.
Повторное обсуждение размеров заработной платы между профсоюзами и руководством горнодобывающих компаний было назначено на полдень понедельника (14.00 мск), сообщает Reuters. Пока что неизвестно, удалось ли сторонам прийти к консенсусу.
«Даже если рабочие не захотят выходить на работу, мы все равно постараемся все уладить мирно. Сейчас невероятно важно не накалять обстановку, потому что люди и так боятся за свою жизнь», — объявил заместитель директора по кадрам компании «Лонмин» Барнард Моквена.
Третий по величине добытчик платины, компания «Лонмин» с начала забастовки потеряла около $524 млн. По словам аналитиков, многие южноафриканские платиновые шахты не приносят прибыль, и вероятность того, что «Лонмин» сможет поднять своим работникам зарплату, фактически стремится к нулю.