В понедельник в Невском райсуде Санкт-Петербурга возобновились слушания по делу Вячеслава Дацика, в прошлом победителя турниров по смешанным единоборствам, выступавшего под псевдонимом Рыжий Тарзан. Бывшего спортсмена обвиняют в разбойном нападении на салон сотовой связи и поджоге православного храма в Петербурге.
Уже стало традиционным, что Дацика приводит в суд многочисленная охрана – конвой из десятка спецназовцев, вооруженных автоматами. Так произошло и на этот раз.
Главной интригой сегодняшнего заседания стал вопрос, освободят ли Дацика из-под стражи. На этой неделе заканчивается срок его пребывания в «Крестах», поэтому первым делом гособвинитель Лариса Дордий ходатайствовала о продлении срока пребывания под стражей на три месяца — до 5 декабря. Адвокат спортсмена Андрей Федорков, в свою очередь, попросил суд выпустить его подзащитного из СИЗО под залог в 1 млн рублей. Представитель прокуратуры возразила, заявив, что Дацика нельзя отпускать на свободу. «Он обвиняется в совершении тяжкого преступления, ранее судим и объявлен в международный розыск», — привела доводы гособвинитель. Судья Игорь Соханенко объявил перерыв на два часа, после которого зачитал решение: Дацик останется под стражей. «Размер залога не может являться основанием для освобождения подсудимого», — заявил судья и перечислил те же доводы, которые упомянуло обвинение.
После этого адвокат Федорков попросил Соханенко приобщить к делу решение норвежского суда города Осло, которое было вынесено в 2011 году. Согласно этому решению, норвежцы применили к Рыжему Тарзану процедуру экстрадиции, а не депортации. При этом в обвинительном заключении по делу Дацика говорится о депортации. Отметим, что юридически экстрадиция и депортация являются разными понятиями. Экстрадиция означает выдачу лица (как правило, совершившего преступление) другому государству. Депортация — выдворение из государства лица, утратившего законные основания для пребывания. Выдавая Дацика России, Норвегия подразумевала, что его будут судить по 162-й статье (разбой в магазине сотовой связи). Однако в России следователи добавили Тарзану еще одну статью, касающуюся поджога церкви (167 ст. УК РФ). Адвокат Андрей Федорков считает это незаконным.
«Без согласия Королевства Норвегии, которое провело экстрадицию, Вячеслава нельзя привлечь к ответственности за преступление, обвинение в котором не упоминалось в Норвегии, — заявил Федорков «Газете.Ru». — Такого согласия нет. Именно поэтому прокуратура настаивала, что в отношении моего подзащитного имела место не экстрадиция, а депортация». Судья Игорь Соханенко удовлетворил просьбу защиты: решение норвежского суда было приобщено к делу.
Таким образом, у адвокатов Рыжего Тарзана появился шанс исключить статью о поджоге церкви из обвинения. Следующее заседание судья назначил на 11 сентября.
Напомним, Дацика обвиняют по ч. 2 ст. 162 (разбой) и ч. 2 ст. 167 (умышленное уничтожение чужого имущества – поджог церкви святого Серафима Саровского в Купчино). По двум статьям ему грозит до 10 лет колонии. Вину он не признает. По второму эпизоду Дацика судят вместе с подельником Павлом Степановым, который находится под подпиской о невыезде. Он также считает себя невиновным. Участник чемпионатов по боям без правил в супертяжелом весе, член националистической организации «Славянский союз» (организация запрещена в России) Вячеслав Дацик впервые был арестован в Петербурге за серийные грабежи салонов сотовой связи в 2007 году. Эксперты признали его невменяемым, и суд отправил Тарзана в психиатрическую спецклинику с интенсивным наблюдением при «Крестах». Затем по ходатайству врачей он был переведен в обычную больницу в поселке Дружноселье Гатчинского района Ленинградской области. В августе 2010 года Дацик бежал из этой клиники.
По версии следствия, сразу после побега «Тарзан» ограбил салон сотовой связи, забрав несколько телефонов, и совместно с Павлом Степановым поджег храм Серафима Саровского в Купчино (Дацик неоязычник, выступает против РПЦ, себя он называет «сыном Сварога из рода Серых псов»). Алтарник храма Александр Козубов в суде опознал Дацика. По показаниям Козубова, 22 августа 2010 года он вместе со сторожем находился при храме. Услышав треск, служители выбежали на улицу. Дацик поливал стену здания какой-то жидкостью. Козубов подбежал к Дацику, и тот бросил спичку, а затем ударил его в лицо, от чего алтарник потерял сознание. Однако Дацик заявил, что он не поджигал церковь. Поджег ее кто-то другой, а он лишь снимал видеоролик на фоне горящей церкви и к тому же был в маске, поэтому узнать его никто не мог.
В 2010 году Дацика объявили в федеральный розыск, однако поймать беглеца не удалось. Через несколько месяцев Рыжий Тарзан объявился в Норвегии, где сдался властям и попросил политического убежища. Норвежцы отказали Дацику и выдали его России. В мае 2012 года Тарзан прошел экспертизу в институте им. Сербского. Психиатры решили, что он полностью вменяем.