С 1 сентября россиян ждет вторая в этом году волна повышения тарифов на коммуналку. Поэтапное изменение цен на все виды коммунальных услуг (отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) предусмотрено постановлением правительства от 21 сентября 2011 года. Непосредственным установлением тарифов, нормативов и надбавок на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) занимаются региональные власти. В столице постепенное повышение тарифов на услуги ЖКХ регламентировано постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2011 года № 571-ПП
Особенность этого года – поэтапность введения новых размеров оплаты за коммунальные услуги – власти объяснили желанием исключить «негативные последствия от разового резкого удорожания ЖКУ, которые в предыдущие периоды, как правило, совпадали с началом года». В обществе такую заботу связывают с прошедшими выборными кампаниями.
Первое повышение тарифов произошло всего два месяца назад и составило в Москве 9,7%. Сейчас, по сообщению департамента экономической политики и развития столицы (ДЭПиР), тарифы на услуги ЖКХ вырастут меньше — на 3%.
Ежегодное повышение ставок, цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги чиновники оправдывают инфляцией и увеличением затрат ресурсоснабжающих организаций. При этом в целом за год повышение платы не должно превысить 12% по сравнению с предыдущим годом. В среднем за год, по данным ДЭПиР, рост платежей москвичей за услуги ЖКХ составит 5,7%.
Среди основных причин роста цен в столице в нынешнем году ДЭПиР называет 15-процентный рост оптовой цены на газ, «жизненную необходимость модернизации столичных теплосетей» и общий рост расходов на амортизацию. А также рост цен на электроэнергию (15–20%), используемую во всех сферах жилищно-коммунальных услуг, включая, в частности, дорогостоящую перекачку и очистку воды из москворецких и волжских источников.
С 1 июля повышение тарифов коснулось цен на услуги социального найма жилого помещения и содержание общего имущества, а также коммунальных услуг: электричества, газа, отопления, водоснабжения и водоотведения. Единственная услуга, которая подорожала уже с 1 января, – плата за содержание и техобслуживание «излишка» жилой площади: с начала года для домов со всеми удобствами её цена составила 24 рубля 53 копейки за 1 кв. м.
В первую волну роста тарифов в Москве газ подорожал на 15%, электроэнергия – на 6%, холодная вода – на 10%, горячая – на 6%, тепло – на 4%. Наиболее существенно – сразу на четверть – подорожали квартплата и техническое обслуживание жилых домов.
Сейчас повторно дорожают отопление, водоснабжение и услуги водоотведения.
Тарифы на тепловую энергию в соответствии с федеральными установками повысятся с 1 сентября на 4%, на холодную воду — на 4,5%, на водоотведение — на 4,4%.
При этом, как утверждают в мэрии, москвичи по прежнему не оплачивают стопроцентную стоимость ЖКХ. В частности, объясняют в ДЭПиР, за счет бюджета дотируется стоимость поставляемой для нужды горожан тепловой энергии. Только в 2012 году эти расходы составили 19,1 млрд рублей, что сопоставимо с расходами по строительству примерно 90 детских садов, подчеркнули в департаменте. Дотирование расходов на содержание и ремонт жилого фонда в текущем году составило 23,8 млрд рублей на содержание и благоустройство придомовых территорий – 21,7 млрд рублей, на промышленную переработку вывозимых из домовладений твердых бытовых отходов — 2,6 млрд рублей.
В целом, по данным ДЭПиР, на сегодняшний день свыше 20% совокупных расходов москвичей на жилищные и коммунальные услуги компенсируются за счет бюджета города Москвы.
Регулярное напоминание о том, что граждане не доплачивают за услуги ЖКХ, позволяет властям ускоренными темпами поднимать тарифы. В 2003 году власти города заявляли, что жители оплачивают около 50% стоимости услуг. В целом по России ситуация схожая: в 2003 году население страны платило за ЖКУ в среднем 60%, а к 2010 году — около 80%. Но при этом с 2000 по 2010 год в среднем по России плата за ЖКХ выросла в 9,9 раз, а в Москве — в 8,2 раза, говорит заместитель директора направления «городское хозяйство» Института экономики города Владилен Прокофьев. При этом в среднем уровень потребительских цен в России вырос лишь в 3,3 раза.
Кроме подросших тарифов россиян ждут еще и новые строчки в платежках.
С 1 сентября вступают в силу новые правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением правительства № 354 от 6 мая 2011 года. Согласно этим правилам, начисления в квитанциях будут разделены на две составляющие по каждому виду коммунальных услуг: собственное потребление внутри квартиры и доля собственника в расходах на общедомовые нужды. Кроме того, ужесточаются меры ответственности для неплательщиков: теперь отключение услуг допускается уже при наличии трехмесячной (а не полугодовой, как это было раньше) задолженности.
Кроме того, начиная с нынешней осени, россияне будут платить за отопление не круглогодично, а непосредственно лишь в период отопительного сезона — по факту полученного тепла.
Оплата услуг, используемых на общедомовые нужды, будет распределяться между собственниками пропорционально общей площади квартиры. При временном отсутствии гражданина в своей квартире, он по-прежнему сможет требовать перерасчета оплаты за коммунальные услуги. Однако размер платы на общедомовые нужды перерасчету не подлежит. В домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, плата будет рассчитываться, исходя из их показаний. Если дом не оборудован таким счетчиком, объем потребляемых им коммунальных услуг будет рассчитываться по установленным властями нормативам.
По мнению представителя правления ТСЖ «Арбатец» на Крутицкой набережной Людмилы Кайсаровой, львиную долю экономии на потреблении ресурсов дают именно общедомовые приборы учета и мероприятия по энергосбережению. По ее словам, затеяв капремонт по городской программе софинансирования, ТСЖ первым делом «привело в чувства» инженерные системы дома. В частности, был разработан новый проект для системы центрального отопления, просчитано необходимое число секций для каждой батареи, установлены терморегуляторы и, главное, автоматизированный узел управления теплом в подвале.
«Силами одной семьи действительно много не сэкономишь, но вот если сорганизоваться, то в масштабах всего дома можно добиться вполне ощутимых результатов», – считает и сопредседатель движения «Жилищная солидарность» Дмитрий Катаев. При этом речь идет как о ресурсосбережении, так и о контроле за тем, как управляющая организация расходует собираемые с жильцов средства.