Накануне нового учебного года представители министерства образования Белоруссии рассказали, что в школах будет увеличено количество часов обучения математике и физике, а также иностранному языку. Количество часов по другим школьным предметам сокращаться не будет.
Причина роста образовательной нагрузки – заметное снижение уровня знаний выпускников белорусских школ.
«Результаты проведения централизованного тестирования показывают, что ученикам не хватает еще одного урока в неделю по таким предметам, как, например, физика, – заявил министр образования Сергей Маскевич. – Увы, в этом аспекте мы проигрываем России, а значит, эту ситуацию необходимо срочно исправлять».
По результатам централизованного тестирования (белорусский аналог ЕГЭ) среди выпускников школ, гимназий и лицеев в 2012 году средний балл по русскому языку составил 40,3 (из 100 возможных), по белорусскому – 37,4, по физике – 24,9, по математике – 33,3, по химии – 42,3, по английскому языку – 41,7. При этом в белорусском минобразования не видят проблемы в увеличении учебной нагрузки и введении дополнительных учебных часов. «Мы просто увеличим на пару недель учебный год за счет июня, – сказал на пресс-конференции во вторник замминистра образования Белоруссии Василий Будкевич. – В этом нет ничего страшного, летние каникулы и так длинные. Но это пока разрабатываемый вариант».
Чиновники министерства образования утверждают, что к новому учебному году белорусские школы полностью укомплектованы учителями. При этом, однако, признают, что пришлось закрыть и реорганизовать 202 школы, тогда как введено в строй только шесть новых школ. Однако на практике оказывается, что учителя из белорусских школ увольняются в массовом порядке, и большая часть школьных педагогов – это подрабатывающие пенсионеры либо недавние выпускники вузов, обязанные отработать срок по распределению. В конце августа в блогах обсуждали рассказ учительницы минской школы № 132, из которой за июнь--август уволились более 30 преподавателей.
По ее словам, учителя бегут от несвойственных им обязанностей: обеспечивать стопроцентное питание в школе, навязывание платных кружков, посещаемость музеев (по пять раз в один и тот же) и спортивных мероприятий.
«Но ушла я с работы не только поэтому. Любой человек, кто из этой школы ушел, вам скажет, что условия там невыносимые, – пишет учительница. – Остаются только пенсионеры и те, кто должен отработать распределение. Из педколлектива в 50 человек тут работают 12 пенсионеров. А остальные каждый год уходят. Человек по 30, не меньше. Правда, сейчас нам сказали, что учителя на новый учебный год полностью набраны».
«Учитель день работает, а вечером ему говорят – надо после работы свозить детей на такое-то мероприятие, – продолжает она. – За это обещают отгул, премию или еще что-то. Учитель как дурак до шести вечера сидит на работе, потом завозит детей на хоккей или в музей, привозит обратно, в одиннадцатом часу ночи добирается домой… В моем случае, когда я пришла взять отгул за дополнительное мероприятие, мне сказали: «А это ваша работа»».
«В самом деле, в школах учителям приходится больше бюрократической писаниной заниматься, чем детей учить, – подтвердила «Газете.Ru» одна из сотрудниц Комитета по образованию Мингорисполкома, попросившая не указывать ее имя. – Плюс нагрузка по идеологическому воспитанию, плюс внешкольная работа, всевозможные мероприятия. И это при зарплате заметно более низкой, чем средняя по стране. Неудивительно, что на многие специальности в педагогических вузах вообще практически отсутствует конкурс».